Сопоставление диалектики единого и многого в Ареопагитском корпусе и неоплатонических трактатах
СОПОСТАВЛЕНИЕ ДИАЛЕКТИКИ ЕДИНОГО И МНОГОГО В АРЕОПАГИТСКОМ КОРПУСЕ И НЕОПЛАТОНИЧЕСКИХ ТРАКТАТАХ PDF
Илья Алексеевич Мясников, Старший преподаватель Кузбасской православной духовной семинарии (Новокузнецк, Россия)
DOI: 10.56859/29490847_2025_3_16
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Псевдо-Дионисий Ареопагит, Платон, неоплатонизм, Плотин, Прокл, диалектика единого и многого, Первопричина, Первоначало
АННОТАЦИЯ:
Данная статья посвящена сопоставлению диалектики единого и многого, представленной в неоплатонических сочинениях и трактатах Ареопагитского корпуса. Проблематика единого и многого рассматривалась уже философами-досократиками: Гераклидом, Парменидом и др., но на новый уровень осмысления она вышла благодаря Платону. В диалогах Платона она была представлена в различных аспектах: онтологическом, гносеологическом, этическом. Варианты решения поставленных Платоном вопросов не претендовали на то, чтобы считаться единственно верным. Такой подход давал возможность различных интерпретаций концептуальных идей, содержащихся в его диалогах, как языческими, так и христианскими авторами. Неоплатоническая трактовка идей Платона Плотином и Проклом имеет более структурированный и категоричный характер, чем у самого основателя Академии. Единое и многое являются ключевыми категориями данных подходов. В трактах и письмах Ареопагитского корпуса проблематика единого и многого также занимает существенное место. В статье произведено сопоставление проблематики единого и многого у автора Corpus Areopagiticum и неоплатонических мыслителей, в особенности Прокла. Показаны общие аспекты данной проблематики, отраженные в диалектическом движении от единого ко многому и от многого к единому; рассмотрены существенные отличия использования данных категорий христианским и языческими авторами: понимание единой Первопричины всего как Троицы, различие между Причиной и всем сущим в парадигме Творца и творения, иная трактовка высшего мистического соединения человека с Первоначалом и т. д. Сделан вывод, что данные расхождения определяются христианским мировоззрением автора Corpus Areopagiticum, в соответствии с которым платоническая проблематика единого и многого претерпевает существенную корректировку, сохраняя структурные элементы платонизма.
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника / Дионисий Ареопагит ; перевод с греческого и вступительная статья Г. М. Прохорова. – 6-е изд., испр. – Санкт-Петербург : Издательство Олега Абышко, 2017. – 464 с. – ISBN 978-5-903525-30-0. – Текст : непосредственный.
2. Кембриджская история поздней греческой и ранней средневековой философии / под редакцией А. Х. Армстронга. – Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2021. – 808 с. – ISBN 978-5-93615-277-1. – Текст : непосредственный.
3. Лосский, В. Н. Понятие«Аналогий» у Псевдо-Дионисия Ареопагита / В. Н. Лосский. – Текст : непосредственный // Богословский сборник. – 2009. – No 42. – С. 110–136.
4. Месяц, С. В. Неоплатонизм / С. В. Месяц. – Текст : непосредственный // Православная энциклопедия : в 75 т. Т. 48. – Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2014. – С. 657–672.
5. Морескини, К. История патристической философии / К. Морескини. – Москва : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2011. – 864 с. – ISBN 978-5-87245-170-9. – Текст : непосредственный.
6. Платон. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 2 / Платон ; под общей редакцией А. Ф. Лосева, В. М. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. – Москва : Мысль, 1993. – 528 с. – ISBN 5-244-00471-9. – Текст : непосредственный.
7. Платон. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 3 / Платон ; под общей редакцией А. Ф. Лосева, В. М. Асмуса, А. А. Тахо-Годи ; автор вступительной статьи и статьи в примечаниях А. Ф. Лосев ; примечания А. А. Тахо-Годи. – Москва : Мысль, 1994. – 654 с. – ISBN 5-244-00385-2. – Текст : непосредственный.
8. Плотин. Вторая эннеада / перевод с древнегреческого и послесловие Т. Г. Сидаша. – Санкт-Петербург : Издательство Олега Абышко, 2005. – 384 с. – (Plotiniana). – ISBN 5-7435-0221-8. – Текст : непосредственный.
9. Плотин. Пятая эннеада / перевод с древнегреческого и послесловие Т. Г. Сидаша. – Санкт-Петербург : Издательство Олега Абышко, 2005. – 320 с. – (Plotiniana). – ISBN 5-89740-112-4. – Текст : непосредственный.
10. Прокл. Первоосновы теологии. Гимны / Прокл. – Москва : Прогресс, 1993. – 316 с. – ISBN 5-01-004034-4. – Текст : непосредственный.
11. Прокл. Платоновская теология / Прокл ; перевод с древнегреческого, составление, статья, примечания, указатели, словарь Л. Ю. Лукомского. – Санкт-Петербург : РХГИ : Летний сад, 2001. – 623 с. – ISBN 5-88812-130-4, 5-89740-077-6. – Текст : непосредственный.
12. Фокин А. Р. Ареопагитики / А. Р. Фокин, иером. Дионисий (Шлёнов). – Текст : непосредственный // Православная энциклопедия : в 75 т. Т. 3. – Москва : Церковно- научный центр «Православная энциклопедия», 2001. – С. 195–213.
COMPARISON OF THE DIALECTICS OF THE ONE AND THE MANY IN THE AREOPAGITE CORPUS AND NEOPLATONIC TREATISES PDF
Ilya Alekseyevich Myasnikov, Senior Lecturer at Kuzbass Orthodox Theological Seminary (Novokuznetsk, Russia)
DOI: 10.56859/29490847_2025_3_16
KEYWORDS: Pseudo-Dionysius the Areopagite, Plato, Neoplatonism, Plotinus, Proclus, dialectic of one and many, First Cause, First Principle
ABSTRACT:
His article is devoted to a comparison of the dialectics of the one and the many, presented in the Neoplatonic writings and treatises of the Areopagite Corpus. The problem of the one and the many has already been considered by pre-Socratic philosophers: Heraclides, Parmenides, and others, but it reached a new level of understanding thanks to Plato. In Plato’s dialogues, it was presented in various aspects: ontological, epistemological, ethical. Options for solving the questions posed by Plato, did not claim to be the only true one. This approach allowed for various interpretations of the conceptual ideas contained in his dialogues by both pagan and Christian authors. The neoplatonic interpretation of Plato’s ideas by Plotinus and Proclus has a more structured and categorical character than that of the founder of the Academy himself. Uniform and many other key categories of these approaches. In the treatises and letters of the Areopagite Corpus, the problems of the one and the many also occupy a significant place. The article compares the issues of the one and the many in the author of Corpus Areopagiticum and Neoplatonic thinkers, especially Proclus. The general aspects of this problem are shown, reflected in the dialectical movement from one to many and from many to one; the essential differences between the use of these categories by Christian and pagan authors are considered: the understanding of the single Root Cause of everything as the Trinity, the difference between the Cause and all that exists in the paradigm of the Creator and creation, a different interpretation of the supreme mystical union of man with the Original, etc. It is concluded that these discrepancies are determined by the Christian worldview of the author of Corpus Areopagiticum, according to which the Platonic problematic of the one and the many undergoes significant adjustments while preserving the structural elements of Platonism.
REFERENCES:
1. Dionysius the Areopagite. Korpus sochineniy. S tolkovaniyami prep. Maksima Ispovednika [The corpus of essays. With the interpretations of the St. Maxim the Confessor]. 6th ed., rev. St. Petersburg, Oleg Abyshko publishing house, 2017, 464 p. (In Russ.).
2. Kembridzhskaya istoriya pozdney grecheskoy i ranney srednevekovoy filosofii [The Cambridge history of Late Greek and Early Medieval philosophy]. Ed. by A. H. Armstrong. St. Petersburg, Vladimir Dahl, 2021, 808 p. (In Russ.).
3. Lossky V. N. Ponyatiye analogiy u Psevdo-Dionosiya Areopagita [The concept of “Analogies” in Pseudo-Dionysius the Areopagite]. Bogoslovskiy sbornik [Theological Collection], 2009, no. 42, pp. 110-136. (In Russ.).
4. Mesyats S. V. Neoplatonizm [Neoplatonism]. Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Encyclopedia], in 75 vols., vol. 48. Moscow, Church Scientific Center “Orthodox Encyclopedia”, 2014, pp. 657–672. (In Russ.).
5. Moreschini K. Istoriya patristicheskoy filosofii [The history of patristic philosophy]. Moscow, Greko-latinskiy cabinet Y. A. Shichalina, 2011, 864 p. (In Russ.).
6. Plato. Sobraniye sochineniy [Collected works], in 4 vols., vol. 2. Ed. by A. F. Losev, V. M. Asmus, A. A. Takho-Godi. Moscow, Mysl, 1993, 528 p. (In Russ.).
7. Plato. Sobraniye sochineniy [Collected works], in 4 vols., vol. 3. Ed. by A. F. Losev, V. M. Asmus, A. A. Takho-Godi. Moscow, Mysl, 1994, 654 p. (In Russ.)
8. Plotinus. Vtoraya enneada [The Second Ennead]. St. Petersburg, Oleg Abyshko publishing house, 2005, 384 p. (In Russ.).
9. Plotinus.Pyataya enneada [The Fifth Ennead].St. Petersburg, Oleg Abyshko publishing house, 2005, 320 p. (In Russ.).
10. Proclus. Pervoosnovy teologii. Gimny [The fundamentals of theology. Hymns]. Moscow, Progress, 1993, 316 p. (In Russ.).
11. Proclus. Platonovskaya teologiya [Platonic theology]. Ed. by L. Y. Lukomsky. St. Petersburg, RCHI, Letniy sad, 2001, 623 p. (In Russ.).
12. Fokin A. R., hmk. Dionysius (Shlyonov). Areopagitiki [Corpus Areopagiticum]. Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Encyclopedia], in 75 vols., vol. 3. Moscow, Church Scientific Center “Orthodox Encyclopedia”, 2001, pp. 195–213. (In Russ.).
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.