Создание системы стимулирования учащихся духовно-учебных заведений Русской Православной Церкви первой половины XIX века
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ДУХОВНО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА PDF
Иеромонах Агапий (Анатолий Юрьевич Чернышов), Магистр богословия, благочинный монастыря Коренная Пустынь (Курск, Россия), соискатель Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия (Москва, Россия)
DOI: 10.56859/29490847_2025_3_103
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: духовно-учебные заведения, духовная академия, духовная семинария, духовное училище, духовное сословие, разрядный список обучающихся, казенное содержание (казенный кошт)
АННОТАЦИЯ:
Данная статья посвящена теме стимулирования учебных успехов воспитанников духовных школ Русской Православной Церкви. Проведенная работа базируется, прежде всего, на анализе дореволюционного отечественного законодательства, регулирующего деятельность духовно-учебных заведений. Проведенное в статье исследование также опирается на архивные документы и систематизацию опубликованных статистических сведений. В начале автор рассматривает первый этап создания системы духовно-учебных заведений, то есть период XVIII – начала XIX вв., указывая на негативное отношение представителей духовного сословия к данному нововведению. В статье отмечается, что на начальном этапе для набора учеников в духовные школы в основном применялись меры принудительного характера. Главной из них стали так называемые разборы духовенства, в ходе которых осуществлялся набор в рекруты тех представителей духовного сословия мужского пола, которые не принадлежали к числу штатных священно- и церковнослужителей и при этом не являлись учащимися или выпускниками духовно-учебных заведений. Особое внимание автор уделяет мерам по повышению мотивации учащихся, принятым в ходе реформы духовно-учебных заведений 1808–1814 гг., в результате которой была создана четырехступенчатая система духовно-учебных заведений, состоявшая из духовных приходских училищ, духовных уездных училищ, духовных семинарий и духовных академий. Особо выделены два стимулирующих фактора, а именно введение разрядных списков обучающихся и назначение казенного содержания лучшим воспитанникам. Принадлежность ученика духовной школы к определенному разряду, а нередко и само место в разрядном списке имели определяющую роль в распределении выпускника на место дальнейшего служения или же при поступлении его на следующую ступень обучения. Автор отмечает, что данные меры имели успех, что прежде всего выразилось в существенном увеличении численности учащихся духовно-учебных заведений. В дальнейшем это соответственно проявилось в постоянно растущем уровне образования лиц, принимающих священный сан.
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Высочайше утвержденный доклад Синода. О учинении разбора священно и церковнослужителям и их детям. – Текст : непосредственный // Полное собрание законов Российской Империи. – Собрание первое. 1649–1825 гг.: в 45 т. Т. 29. 1806–1807 гг. – Санкт-Петербург : Типография II Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. – 1391 с.
2. Высочайше утвержденный проект устава Духовных Академий. – Текст : непосредственный // Полное собрание законов Российской Империи. – Собрание первое. 1649–1825 гг.: в 45 т. Т. 32. 1812–1815 гг. – Санкт-Петербург : Типография II Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. – 1135 с.
3. Государственный архив Курской области (ГАКО). – Ф. 792 (Объединенный. Духовные семинарии, училища и церковно-приходские школы Курской губернии). – Оп. 1. – Д. 26. – 73 л.
4. Духовный регламент. – Москва : Синодальная типография, 1897. – 303 с. – Текст: непосредственный.
5. Извлечение из отчета по ведомству духовных дел православного исповедания за 1836 год. – Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1837. – 318 с. – Текст : непосредственный.
6. Извлечение из Отчета обер-прокурора Св. Синода за 1838 г. – Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1839. – 378 с. – Текст : непосредственный.
7. Извлечение из Отчета обер-прокурора Св. Синодаза 1854 г. – Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1855. – 382 с. – Текст : непосредственный.
8. Именной, объявленный в приказе по военному ведомству. Об освобождении от обязательной службы нижних чинов из священнических, дьяконских и церковнослужительских детей, отданных в военную службу по разборам // Полное собрание законов Российской империи. – Собрание второе. 12 декабря 1825 – 28 февраля 1881 гг.: в 55 т. Т. 44. – Отделение первое. 1869 г. – Санкт- Петербург : Типография II Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1873. – 963 с.
9. Именный, данный Синоду. О усовершенствовании духовных училищ; о начертании правил для образования сих училищ и составлении капитала на содержание духовенства. С приложением штатов духовных академий, семинарий, уездных и приходских училищ // Полное собрание законов Российской Империи. – Собрание первое. 1649–1825 гг.: в 45 т. Т. 30. 1808–1809 гг. – Санкт-Петербург : Типография II Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. – 1408 с.
10. Страницы истории России в летописи одного рода. 1814–1937: автобиографические записки четырех поколений русских священников / составление, подготовка комментариев Л. П. Соколова-Ковальчук. – Москва : Отчий дом, 2004. – 774 с. – ISBN 5-87301-108-7. – Текст : непосредственный.
11. Титлинов, Б. В. Духовная школа в России в XIX столетии. – Вып. 1. Время Комиссии духовных училищ / Б. В. Титлинов. – Вильна : Русский почин, 1908. – 385 с. – Текст : непосредственный.
CREATION OF A SYSTEM OF STIMULATION FOR STUDENTS OF SPIRITUAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY PDF
Hieromonk Agapius (Anatoly Yuryevich Chernyshov), Master of Theology, Dean of the Korennaya Pustyn Monastery (Kursk, Russian Federation), applicant for the general church postgraduate and doctoral studies named after Saints Cyril and Methodius (Moscow, Russian Federation)
DOI: 10.56859/29490847_2025_3_103
KEYWORDS: theological educational institutions, theological academy, theological seminary, theological school, clergy, rank list of students, state allowance (state allowance)
ABSTRACT:
This article is devoted to the topic of stimulating the academic success of pupils of theological schools of the Russian Orthodox Church. The work carried out is primarily based on an analysis of pre-revolutionary domestic legislation regulating the activities of religious educational institutions. The research conducted in the article is also based on archival documents and the systematization of published statistical information. At the beginning, the author examines the first stage of the creation of a system of spiritual educational institutions, that is, the period of the 18th – early 19th centuries, pointing out the negative attitude of representatives of the clergy towards this innovation. The article notes that at the initial stage, compulsory measures were mainly used to recruit students to theological schools. The main one was the so-called clergy debriefings, during which the recruitment of those representatives of the male clergy who did not belong to the ranks of full-time clergy and clergy and at the same time were not students or graduates of theological educational institutions was carried out. The author pays special attention to measures to increase student motivation taken during the reform of theological educational institutions in 1808–1814. As a result, a four-stage system of theological educational institutions was created, consisting of parish theological schools, county theological schools, theological seminaries, and theological academies. Two stimulating factors are highlighted, namely the introduction of discharge lists for students and the assignment of state-funded maintenance to the best students. The affiliation of a student of a theological school to a certain category, and often the place itself in the discharge list, played a decisive role in assigning a graduate to a place of further ministry or when he entered the next stage of education. The author notes that these measures were successful, which was primarily reflected in a significant increase in the number of students in religious educational institutions. In the future, this was reflected in the ever-increasing level of education of those taking holy orders.
REFERENCES:
1. Vysochayshe utverzhdyonnyy doklad Sinoda. O uchinenii rasbora svyashchenno i tserkovnosluzhitelyam i ikh detyam [The Supremely approved report of the Synod. On the conduct of scrutiny of the priests and clergy and their children]. Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy Imperii [Complete Collection of Laws of the Russian Empire], Collection 1, 1649–1825, in 45 vols., vol. 29, 1806–1807. St Petersburg, Second Section of His Own Imperial Majesty’s Chancellery printing house, 1830, 1391 p. (In Russ.).
2. Vysochayshe utverzhdyonny proyekt ustava Dukhovnykh Akademiy [The Supremely approved draft charter of the Theological Academies]. Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy Imperii [Complete Collection of Laws of the Russian Empire], Collection 1, 1649–1825, in 45 vols., vol. 32, 1812–1815. St Petersburg, Second Section of His Own Imperial Majesty’s Chancellery printing house, 1830, 1135 p. (In Russ.).
3. Gosudarstvennyy arkhiv Kurskoy oblast i(GAKO) [The State Archive of Kursk Region (SAKR)], coll. 792, aids. 1, fol. 26, 73 s. (In Russ.).
4. Dukhovnyy reglament [Spiritual Regulation]. Moscow, Synodal printing house, 1897, 303 p. (In Russ.).
5. Izvlecheniye iz otchyota po vedomstvu dukhovnykh del pravoslavnogo ispovedaniyaza 1836 god [Extract from the report on the Department of Spiritual Affairs of the Orthodox confession for 1836]. St. Petersburg, Synodal printing house, 1837, 318 p. (In Russ.).
6. Izvlecheniye iz Otchyota ober-prokurora Sv. Sinoda za 1838 g.[Extract from the Report of the Chief Procurator of the Most Holy Synod for 1838]. St. Petersburg, Synodal printing house, 1839, 378 p. (In Russ.).
7. Izvlecheniye iz Otchyota ober-prokurora Sv. Sinoda za 1854 g.[Extract from the Reportof the Chief Procurator of the Most Holy Synod for 1854]. St. Petersburg, Synodal printing house, 1855, 382 p. (In Russ.).
8. Imennoy, obyavlennyy v prikaze po voyennomu vedomstvu. Ob osvobozhdenii ot obyazatelnoy sluzhby nizhnikh chinov iz svyashchennicheskikh, dyakonskikh i tserkovnosluzhitelskikh detey, otdannykh v voyennuyu sluzhbu po razboram [Personal decree, announced in the order on the military department. On the exemption from compulsory service of lower ranks of priests’, deacons’ and clergy’s children who were sent to military service for scrutiny]. Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy Imperii [Complete Collection of Laws of the Russian Empire], Collection 2, December 12, 1825 – February 28, 1881, in 55 vols., vol. 44, sec. 1, 1869. St Petersburg, Second Section of His Own Imperial Majesty’s Chancellery printing house, 1873, 963 p. (In Russ.).
9. Imennoy, dannyy Sinodu. O usovershenstvovanii dukhovnykh uchilishch; onachertanii pravil dlya obrazovaniya sikh uchilishch i sostavlenii kapitala na soderzhaniye dukhovenstva. S prilozheniyem shtatov dukhovnykh akademiy, seminariy, uezdnykh i prikhodskikh uchilishch [Personal decree, given to the Synod. On the improvement of theological schools; on the writing rules for the formation of these schools and the drafting capital for the maintenance of the clergy. With the application of the staff of theological academies, seminaries, uezd and parish schools]. Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy Imperii [Complete Collection of Laws of the Russian Empire], Collection 1, 1649–1825, in 45 vols., vol. 30, 1808–1809. St Petersburg, Second Section of His Own Imperial Majesty’s Chancellery printing house, 1830, 1408 p. (In Russ.).
10. Stranitsy istorii Rossii v letopisi odnogo roda. 1814–1937: avtobiograficheskiye zapiski chetyryokh pokoleniy russkikh svyashchennikov [Pages of Russian history in the chronicle of one family. 1814–1937: autobiographical notes of four generations of Russian priests]. Ed. L. P. Sokolova-Kovalchuk. Moscow, Otchiy dom, 2004. (In Russ.).
11. Titlinov B. V. Dukhovnaya shkola v Rossii v XIX stoletii [The theological school in Russia in the 19th century], is. 1, Vremya Komissii dukhovnykh uchilishch [Time of the Commission of Theological Schools]. Vilna, Russkiy pochin, 1908, 385 p. (In Russ.).
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.