Воскресная группа как форма духовно-просветительской деятельности Русской Церкви в казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставших

ВОСКРЕСНАЯ ГРУППА КАК ФОРМА ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В КАЗЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ «ДОМА ДЕТСТВА РАДУГА») PDF

Елена Рудольфовна Русакова, Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Омской православной духовной семинарии (Омск, Россия)

DOI: 10.56859/29490847_2025_3_113

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воскресная группа, социализация, церковь, образование, мировоззрение, личность

АННОТАЦИЯ:

Потребность в религиозном образования в России, несмотря на широкий выбор образовательных и воспитательных программ практической направленности, постоянно повышается. В настоящее время отмечено активное возрождение церковной жизни, а налаженная работа с детьми и родителями в приходе поддерживает и развивает эту тенденцию. Такая форма духовно-просветительской деятельности, как воскресная школа, остается актуальной, и не только в рамках прихода. Одним из типов воскресной школы является воскресная учебно-воспитательная группа, цель создания которой заключается в формировании у обучающихся детей православного мировоззрения как условия сохранения православных традиций русской культуры. Воскресная группа как форма духовно-просветительской деятельности Русской Церкви эффективно работает в комплексе учебно-воспитательных мероприятий в условиях детского дома. Автор в статье анализирует опыт работы воскресной группы на примере «Дома детства Радуга» в Омске. Цель деятельности учреждения заключается в создании для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, временно помещенных в учреждение, благоприятных условий пребывания, приближенных к семейным, которые бы способствовали различным видам развития воспитанников. Для достижения данной цели учреждение совместно с Омской епархией организует занятия, которые способствуют духовно-нравственному развитию детей. Процесс развития нравственных качеств и умений позволяет не только заложить основу для формирования христианского мировоззрения, но и избежать деструктивного поведения. В результате осуществления совместной работы воспитанники проявляют познавательный интерес к православной культуре, а педагоги отмечают снижение неблагоприятных социальных показателей.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учебное пособие / Н.Ф. Голованова. – Москва : Вологда : Инфра-Инженерия, 2021. – 252 с. – ISBN 978-5- 9729-0652-9. – Текст : непосредственный.

2. Дивногорцева, С. Ю. К. Д. Ушинский и православная педагогическая культура России середины XIX в. / С. Ю. Дивногорцева. – Текст : непосредственный // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2014. – Вып. 2 (33). – С. 102–110.

3. Ичетовкина, Н. М. Воплощение идей К. Д. Ушинского в моделях воспитательной деятельности классного наставника отечественной гимназии второй половины XIX века / Н. М. Ичетовкина. – Текст: электронный // Историко-педагогический журнал. – 2019. – No 3. – С. 162–170. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voploschenie- idey-k-d-ushinskogo-v-modelyah-vospitatelnoy-deyatelnosti-klassnogo-nastavnika- otechestvennoy-gimnazii-vtoroy-poloviny/viewer (дата обращения: 16.09.2025).

4. Маслов, Н. В. Православное воспитание как основа русской педагогики / Н. В. Маслов. – Текст : электронный // Азбука веры : [сайт]. URL: https://azbyka.ru/deti/ pravoslavnoe-vospitanie-kak-osnova-russkojj-pedagogiki#toc (дата обращения 16.09.2025).

5. Основы православной культуры : учебное пособие / составитель М. В. Махортова. – Ставрополь : Издательство СКФУ, 2015. – 352 с. – ISBN 978-5-9296-0773-8. – Текст : непосредственный.

6. Положение о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (новая редакция). – Текст : электронный // Официальный сайт Московского Патриархата : [сайт]. – 2017. – 9 марта. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4830214 (дата обращения: 16.09.2025).

7. Пост приняли. – Текст : электронный // Коммерсантъ : [сайт]. – 2024. – 18 марта. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/6578502 (дата обращения 16.09.2025).

8. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия / святитель Лука (Войно- Ясенецкий). – Текст : электронный // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Luka_Vojno-Jasenetskij/nauka-i-religija (дата обращения: 16.09.2025).

9. Словарь философских терминов / научная редакция профессора В. Г. Кузнецова. Москва : ИНФРА-М, 2005. – xvi+731 с. – (Библиотека словарей «Инфра-М»). – ISBN 5-16-002328-3. – Текст : непосредственный.

10. Спиркин, А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. – 2-е изд. – Москва : Гардарики, 2006. – 736 с. – ISBN 5-8297-0098-7. – Текст : непосредственный.


SUNDAY GROUP AS A FORM OF SPIRITUAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN A STATE INSTITUTION FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE (USING THE EXAMPLE OF “THE ORPHANAGE RAINBOW”) PDF

Yelena Rudolfovna Rusakova, Lecturer at the Department of Humanities of Omsk Orthodox Theological Seminary (Omsk, Russian Federation)

DOI: 10.56859/29490847_2025_3_113

KEYWORDS: Sunday group, socialization, church, education, worldview, personality

ABSTRACT:

The need for religious education in Russia, despite the wide range of educational programs of practical orientation, is constantly increasing. Currently, there is an active revival of church life, and the well-established work with children and parents in the parishes supports and develops this trend. The parishes of the Russian Orthodox Church generally cope with the need for comprehensive education in the fundamentals of the Orthodox faith. However, such a form of spiritual and educational activity as Sunday school remains relevant, and not only within the parishes. One of the types of Sunday school is the Sunday educational group, the purpose of which is to form an Orthodox worldview among students as a condition for preserving the Orthodox traditions of Russian culture. The Sunday group as a form of spiritual and educational activity of the Russian Church works effectively in a complex of educational activities in an orphanage. The author analyzes the experience of the Sunday group using the example of “The Orphanage Rainbow” in Omsk. The purpose of the institution’s activities is to create favorable conditions for orphans, children left without parental care, and children temporarily placed in an institution, close to family conditions that would contribute to various types of development of pupils. To achieve this goal, the institution, together with the Diocese of Omsk, organizes classes that promote the spiritual and moral development of children. The process of developing moral qualities and skills allows not only to lay the foundation for the formation of a Christian worldview, but also to avoid destructive behavior. As a result of the joint work, the students show a cognitive interest in Orthodox culture, and the teachers note a decrease in unfavorable social indicators.

REFERENCES:

1. Golovanova N. F. Sotsializatsiya i vospitaniye rebyonka [Socialization and educationof a child]. Moscow, Vologda, Infra-Inzheneriia, 2021, 252 p. (In Russ.).

2. Divnogortseva S. Y. K. D. Ushinsky i pravoslavnaya pedagogicheskaya kultura Rossii serediny XIX v. [K. D. Ushinsky and Orthodox pedagogical culture of Russia of the middle of the 19th century]. Vestnik PSTGU. Seriya IV. Pedagogika. Psikhologiya [St. Tikhon’s University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology], 2014, is. 2 (33), pp. 102–110. (In Russ.).

3. Ichetovkina N. M. Voploshcheniye idei K. D. Ushinskogo v modelyakh vospitatelnoy deyatelnosti klassnogo nastavnika otechestvennoy gimnazii vtoroy poloviny XIX veka [The embodiment of the ideas of K. D. Ushinsky in the models of educational activities of the class teacher of the Russian gymnasium in the second half of the 19th century]. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/voploschenie-idey-k-d-ushinskogo- v-modelyah-vospitatelnoy-deyatelnosti-klassnogo-nastavnika-otechestvennoy-gimnazii- vtoroy-poloviny/viewer (accessed 16.09.2025).

4. Maslov N. V. Pravoslavnoe vospitaniye kak osnova russkoy pedagogiki [Orthodox education as the basis of Russian pedagogy]. (In Russ.). Available at: https://azbyka. ru/deti/pravoslavnoe-vospitanie-kak-osnova-russkojj-pedagogiki#toc (accessed 16.09.2025)

5. Osnovy pravoslavnoi kultury [Fundamentals of Orthodox Culture]. Ed. M. V. Makhortova. Stavropol, NKFU publishing house, 2015, 352 p. (In Russ.).

6. Polozheniye o deyatelnosti voskresnykh shkol (grupp) dlya detey Russkoy Pravoslavnoi Tserkvi na territorii Rossiiskoy Federatsii (novaya redaktsiya) [Regulations on the activities of Sunday schools (groups) for children of the Russian Orthodox Church on the territory of the Russian Federation (new edition)]. (In Russ.). Available at: http:// www.patriarchia.ru/db/text/4830214 (accessed 16.09.2025)

7. Post prinyali [The fast is accepted]. (In Russ). Availableat:https://www.kommersant.ru/doc/6578502 (accessed 16.09.2025).

8. St. Luke Voyno-Yasenetsky. Nauka i religiya [Science and religion]. (In Russ.). Available at:https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/nauka-i-religija/#0_7 (accessed 16.09.2025)

9. Slovar filosofskikh terminov [Dictionary of philosophical terms]. Ed. Prof. V. G. Kuznetsov. Moscow, INFRA-M, 2005. 747 p. (In Russ.).

10. Spirkin A. G. Filosofiia [Philosophy]. 2nd ed. Moscow, Gardariki, 2006, 736 p. (In Russ.).

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.