Богослужебное пение и его духовная ценность в современных реалиях Русской Церкви как миссия для воцерковленных

БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ И ЕГО ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ КАК МИССИЯ ДЛЯ ВОЦЕРКОВЛЕННЫХ PDF

Священник Максим Сергеевич Василюк, храм прп. Серафима Вырицкого, Санкт-Петербург, Россия
Протоиерей Сергей Александрович Гудков, Кузбасская православная духовная семинария, Новокузнецк, Россия
Александр Владимирович Жарких, Кузбасская православная духовная семинария, Новокузнецк, Россия

DOI: 10.56859/29490847_2024_2_94

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ХРИСТИАНСКАЯ МОНОДИЯ, ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ, ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСКЕТИЗМ, РАСПЕВЩИК, ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ, БАРОЧНЫЙ СТИЛЬ, МНОГОГОЛОСИЕ

АННОТАЦИЯ:

В статье представлен исторический обзор стилей богослужебных песнопений, свойственных литургической практике Русской Православной Церкви. Изначально церковное пение на Руси было воспринято в форме христианской монодии - византийского распева, который под воздействием восточнославянской музыкальной культуры претерпевает заметные трансформации. С XI столетия возникает переосмысленный в духе народного фольклора знаменный распев -один из самых оригинальных русских вкладов в мировое музыкальное искусство. Основной канонической характеристикой знаменного распева выступал лишенный выраженной динамики эстетический аскетизм, сосредоточивавший слушателей на сокровенном значении пропеваемого текста и отражающий звуковое приобщение к вечности, чувство «радостопечалия» и специфическое национальное ощущение простора. Мастерство исполнения знаменного распева было импровизационным и зависело от духовно-музыкальной одаренности распевщика. Переход от Средневековья к Новому времени обусловил заметную секуляризацию церковного искусства, усиление в нем светского начала, что вызвало изменения в прежних канонах богослужебного пения. К концу XVII в. появление линейной нотации приводит к исчерпанию канонической импровизации, когда мастер-распевщик уступает место композитору, а в литургической практике происходит вытеснение знаменного распева партесным многоголосием. Смена стилевых направлений происходила в конфликтной форме, вызвав серьезную перестройку в религиозном мировоззрении. С XVIII в. западное музыкальное влияние становится ориентиром для русских церковных композиторов несмотря на то, что музыкальное оформление зачастую не соответствовало внутреннему содержанию православного богослужения. Сохранение строго церковного духа богослужебного пения в настоящее время остро стоит перед православной общественностью. Авторы дают оценку развернувшихся дискуссий по данному вопросу и предлагают варианты его решения.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Владышевская, Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси / Т. Ф. Владышевская. - Москва: Знак, 2006. - 472 с. - Текст: непосредственный.  ISBN: 5-9551-0115-2  EDN: SUQJBF

2. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на II Международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви. - Текст: электронный // Официальный сайт Московского Патриархата: [сайт]. - 2019. - 24 окт. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5518111.html (дата обращения: 3.02.2024). 

3. Герасимова-Персидская, Н. А. Русская музыка XVII века - встреча двух эпох / Н. А. Герасимова-Персидская. - Москва: Музыка, 1994. - 126 с. - Текст: непосредственный.  ISBN: 5-7140-0330-6  

4. Иларион (Алфеев), митр. Петр Ильич Чайковский и сегодняшние проблемы церковного пения / митр. Иларион (Алфеев). - Текст: электронный // Официальный сайт Московского Патриархата: [сайт]. - 2016. - 1 дек. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4484441.html (дата обращения: 3.02.2024).  

5. Лихачев, Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков: эпохи и стили / Д. С. Лихачев. -Ленинград: Наука, 1979. - 254 с. - Текст: непосредственный.  

6. Мартынов, В. И. История богослужебного пения: учеб. пособие / В. И. Мартынов. - Москва: Редакционно-издательский отдел Федеральных архивов: Русские огни, 1994. - 240 с. - - Текст: непосредственный.  ISBN: 5-88253-001-6

7. Металлов, В. М., свящ. Очерк истории православного церковного пения в России / свящ. В. М. Металлов. - Саратов: Типография губернского земства, 1893. - 101 с. - Текст: непосредственный.  

8. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков / составление текстов, переводы и общая вступительная статья А. И. Рогова. - Москва: Музыка, 1973. - 169 с. 

9. Рябчевская, Ж. А. Особенности исторической динамики русской музыкальной культуры: специальность 24.00.01 "Теория и история культуры": диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Рябчевская Жанна Александровна; Кемеровский государственный институт культуры. - Кемерово, 2011. - Библиогр.: с. 195-208. - Текст: непосредственный.  EDN: QHNTNV

10. Сван, А. А. Русское церковное пение. - А. А. Сван. - Текст: непосредственный // Православный путь: церковно-богословско-философский ежегодник: приложение к журналу "Православная Русь". - 1952. - С. 135-166.

11. Силуан (Туманов), игум. Богослужебное пение в храме: апостольское служение, культурная традиция или развлечение? / игум. Силуан (Туманов). - Текст: электронный // Церковь святых апостолов Петра и Павла: [сайт]. - 2016. - 2 дек. - URL: https://petr-pavel.ru/publikatsii/aktualnyie-temyi/bogosluzhebnoe-penie-v-hrame-apostolskoe-sluzhenie-kulturnaya-traditsiya-ili-razvlechenie.html (дата обращения: 3.02.2024).  

12. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин; общая редакция, составление и предисловие А. Ю. Согомонова. - Москва: Политиздат, 1992. - 542 с. - (Мыслители ХХ века). - - Текст: непосредственный.  ISBN: 5-250-01297-3  

13. Чередниченко, Т. В. Музыка в истории культуры: в 2 т. Т. 2 / Т. В. Чередниченко. - Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. - 220 с. - - Текст: непосредственный.  ISBN: 5-87859-002-6


LITURGICAL SINGING AND ITS SPIRITUAL VALUE IN THE MODERN REALITIES OF THE RUSSIAN CHURCH AS A MISSION FOR THE CHURCH PEOPLE PDF

Priest Maksim Sergeyevich Vasilyuk, full-time cleric of St. Seraphim Vyritskiy’s temple, St. Petersburg, Russia
Archpriest Sergey Aleksandrovich Gudkov, Kuzbass Orthodox Theological Seminary
Aleksandr Vladimirovich Zharkikh, Kuzbass Orthodox Theological Seminary 

DOI: 10.56859/29490847_2024_2_94

KEYWORDS: CHRISTIAN MONODY, ZNAMENNY CHANT, AESTHETIC ASCETICISM, CHANTER, PART SONG, BAROQUE STYLE, POLYPHONY

ABSTRACT:

The article presents a historical overview of the styles of liturgical chants which are specific of the liturgical practice of the Russian Orthodox Church. Initially, church singing in Rus was perceived in the form of Christian monody - Byzantine chant, which underwent conspicuous transformations under the influence of East Slavic musical culture. Since the 11th century, the Znamenny chant, which is one of the most original Russian contributions to world musical art, has emerged, rethought in traditions of folklore. The main canonical characteristic of Znamenny chant was aesthetic asceticism, devoid of pronounced dynamics, focusing Listeners on the innermost meaning of the text being sung and reflecting a sound connection to eternity, a feeLing of “joyfuL sadness” and a specific nationaL feeLing of spaciousness. The skiLL of performing the Znamenny chant was improvisationaL and depended on the spirituaL and musicaL taLent of the singer. The transition from the MiddLe Ages to the New Age Led to a conspicuous secuLarization of church art, the strengthening of the secuLar principLe in it, which caused changes in the previous canons of LiturgicaL singing. By the end of the 17th century the emergence of Linear notation Led to the exhaustion of canonicaL improvisation, when the master chant gave way to the composer, and in LiturgicaL practice, the Znamenny chant was repLaced by part song poLyphony. The change in styListic directions took pLace in a conflictuaL form, causing a serious restructuring in the reLigious worLdview. Since the 18th century Western musicaL influence became a reference point for Russian church composers, despite the fact that the musicaL design often did not correspond to the internaL content of the Orthodox service. The preservation of the strictLy eccLesiasticaL spirit of LiturgicaL singing is currentLy an acute concern for the Orthodox pubLic. The authors assess the ongoing discussions on this issue and offer options for its solution.

REFERENCES:

1. Vladyshevskaya T. F. Muzykalnaya kultura Drevney Rusi [Musical culture of Ancient Rus]. Moscow, Znak, 2006, 472 p. (In Russ.).

2. Vystupleniye Svyateyshego Patriarkha Kirilla na II Mezhdunarodnom syezde regentov i pevchikh Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [The speech by His Holiness Patriarch Kirill at the 2nd International Congress of Regents and Singers of the Russian Orthodox Church]. (In Russ.). Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/5518111.html (accepted 3.02.2024).

3. Gerasimova-Persidskaya N. A. Russkaya muzyka XVII veka – vstrecha dvukh epoch [The Russian music of the 17th century: a meeting of two eras]. Moscow, Muzyka, 1994, 126 p. – ISBN 5-7140-0330-6. (In Russ.).

4. Hilarion (Alfeyev), metr. Pyotr Ilyich Tchaikovsky i segodnyashniye problem tserkovnogo peniya [Pyotr Ilyich Tchaikovsky and current problems of church singing]. (In Russ.). Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/4484441.html (accessed 3.02.2024).

5. Likhachev D. S. Razvitiye russkoy literatury X–XVII vekov: epokhi i stili [The development of Russian literature of the 10th–17th centuries: eras and styles]. Leningrad, Nauka, 1979, 254 p.(In Russ.).

6. Martynov V. I. Istoriya bogosluzhebnogo peniya [The history of liturgical singing]. Moscow, Editorial and publishing department of the Federal Archives, Russkiye ogni, 1994, 240 p. (In Russ.).

7. Metallov V. M., pr. Ocherk istorii pravoslavnogo peniya v Rossii [The essay on the history of Orthodox church singing in Russia]. Saratov, Printing house of the provincial zemstvo, 1893, 101 p. (In Russ.).

8. Muzykalnaya estetika Rossii XI–XVIII vekov [The musical aesthetics of Russia 11th–18th centuries]. Ed. By A. I. Rogova. Moscow, Muzyka, 1973, 169 p. (In Russ.).

9. Ryabchevskaya Zh. A. Osobennosti istoricheskoy dinamiki russkoy muzykalnoy kultury: diss. …kand. kulturologii [Features of the historical dynamics of Russian musical culture. Diss. PhD in Cultural Studies]. Kemerovo, 2011, 209 p. (In Russ.).

10. Svan A. A. Russkoye tserkovnoye peniye [Russian church singing]. Pravoslavnyy put [The Orthodox path], 1952, pp. 135–166. (In Russ.).

11. Silouan (Tumanov), hegum. Bogosluzhebnoye peniye v khrame: apostolskoye sluzheniye, kulturnaya traditsiya ili razvlecheniye? [Liturgical singing in a church: apostolic service, cultural tradition or entertainment?]. (In Russ.). Available at: https://petr-pavel.ru/publikatsii/aktualnyie-temyi/bogosluzhebnoe-penie-v-hrame-apostolskoe-sluzhenie-kulturnaya-traditsiya-ili-razvlechenie.html (accessed 3.02.2024).

12. Sorokin P. A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Human. Civilization. Society]. Ed. by A. Yu. Somogonov. Moscow, Politizdat, 1992, 542 p. (In Russ.).

13. Cherednichenko T. V. Muzyka v istorii kultury [Music in the history of culture], in 2 vols., vol. 1. Dolgoprudny, Allegro-Press, 1994, 220 p. (In Russ.).

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.