Святоотеческое наследие и философия свободы Ф.М. Достоевского

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО PDF

Дмитрий Владимирович Маслеников, Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург, Россия

Иеромонах Филарет (Илья Владимирович Бердников), Донской ставропигиальный мужской монастырь, Санкт-Петербург, Россия

DOI: 10.56859/29490847_2024_2_16

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ, ДОСТОЕВСКИЙ, КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, БЫТИЕ, СВОБОДА, ГНОСТИЦИЗМ, РОССИЯ

АННОТАЦИЯ:

Формирование суверенной идеологии Российского государства предполагает актуализацию и защиту классической философской традиции, наследниками которой мы являемся. Вне этой традиции невозможна адекватная экспликация всеобщей идеи абсолютного, составляющей основу рационального осмысления норм морали, права, законов государства в качестве внутренних императивов свободного действия человека. При этом важно учитывать тот вектор развития, который был дан классической философии идеей отцов Церкви о единстве мироздания и абсолютной свободы как высшего дара Бога человеку. Эта идея была ясно выражена в их критике гностических учений как скрытой апологетики небытия, культа зла. Результатом было становление идеи субъекта в классической философии Нового времени, которая позволила развить в единой философии понятие абсолютного единства бытия, абсолютной свободы человека (в ее нелиберальной трактовке) и абсолютной субъектности государства (суверенитета). Понимание бытия абсолютного добра как абсолютной свободы является высшей формой конкретного мышления всеобщего единства мироздания. Классическая философия дает теоретико-методологические средства для понимания сущности этого единства. Философия Достоевского раскрывает его смысл, формируя образ России как царства абсолютного добра. Таким образом, мысль Достоевского является необходимым во многом завершающим звеном в процессе актуализации классическим идеализмом интеллектуального посыла, содержащегося в святоотеческом наследии.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аристарх (Смирнов), митрополит Кемеровский и Прокопьевский. Православный Катехизис / митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, К. Е. Скурат. - Кемерово: Издательский отдел Кемеровской епархии, 2014. - 564 с. - Текст: непосредственный.  ISBN: 20413   

2. Богатырев, Д. К. Дух истории и суд истории в диалектике Гегеля / Д. К. Богатырев, Д. В. Масленников. - Текст: непосредственный // Диалектика в истории философии и культуры: сборник научных статей / ответственные редакторы А. Н. Муравьев, А. А. Иваненко. - Санкт-Петербург: Умозрение, 2023. - С. 247-257.  EDN: NSHUZR 

3. Бурова, Ю. В. Библейские и святоотеческие основания творчества Ф. М. Достоевского как историко-культурного феномена: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Юлия Владимировна Бурова; Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева. Саранск, 2004. - 24 с. - Библиогр.: с. 19-20. - Место защиты: Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - Текст: непосредственный.  EDN: NHUKTZ

4. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. - Санкт-Петербург: Наука, 1992. - 441, [2] с. - Текст: непосредственный.  ISBN: 5-02-028167-0   

5. Дионисий Ареопагит. Божественные имена / Дионисий Ареопагит. - Текст: непосредственный // Мистическое богословие. Киев: Путь к Истине, 1991. С. 13-94.   

6. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 20. Статьи и заметки. 1862-1865 / Ф. М. Достоевский; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). - Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1980. - 432 с. - Текст: непосредственный.   

7. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 29, кн. 1. Письма. 1869-1874 / Ф. М. Достоевский; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). - Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1986. - 576 с. - Текст: непосредственный.   

8. Захарцев, С. И. Логос права: Парменид - Гегель - Достоевский. К вопросу о спекулятивнологических основаниях метафизики права / С. И. Захарцев, Д. В. Масленников, В. П. Сальников. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Норма, ИНФРА-М, 2024. - 376 с. - 978-5-00156-360-0. - Текст: непосредственный.   

9. Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общей редакцией Д. В. Масленникова. - Санкт-Петербург: Издательство РХГА, 2023. - 682 с.

10. Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве / Прп. Иустин Попович. - Санкт-Петербург: Адмиралтейство, 1998. - 271 с. - Текст: непосредственный.  ISBN: 5-7716-0039-3   

11. Лаут, Р. Философия Достоевского в систематическом изложении / Р. Лаут; под редакцией А. В. Гулыги. - Москва: Республика, 1996. - 447 с. - Текст: непосредственный.  ISBN: 5-250-02608-7   

12. Лосский, Вл. Догматическое богословие / Вл. Лосский // Мистическое богословие. Киев: Путь к Истине, 1991. С. 261-336.   

13. Масленников, Д. В. "Злая тьма манихейская.". (Гностицизм как источник культа зла в истории европейского общества) / Д. В. Масленников. - Текст: непосредственный // Образование. Экономика. Общество. - 2009. - № 5-6. - С. 61-67.   

14. Масленников, Д. В. Рейнхард Лаут как интерпретатор Достоевского / Д. В. Масленников, В. П. Сальников. - Текст: непосредственный // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Филологические науки. - 2021. - Т. 2. - № 4. - С. 92-96.  EDN: GWNQJZ 

15. Нижников, С. А. Святоотеческая традиция в творчестве Ф. М. Достоевского / С. А. Нижников. -Текст: непосредственный // Философское образование. - 2009. - № 20. - С. 14-29.  EDN: KZUPGX 

16. Сальвестрони, С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского / С. Сальвестрони. - Москва: Изд-во ББИ, 2015. - 258 с. - 978-5-89647-330-5. - Текст: непосредственный.   

17. Сальников, В. П. Бытие и рефлексия: онтологические основания права в философии Ф.М. Достоевского / В. П. Сальников, Д. В. Масленников, С. И. Захарцев // Мир политики и социологии. - 2018. - № 12. - С. 157-171.  EDN: ZZITOP 

18. Штейнберг, А. З. Система свободы Достоевского / А. З. Штейнберг. - Париж: YMCA-PRESS, 1980. - 145 с. - Текст: непосредственный.


THE PATRISTIC HERITAGE AND F. M. DOSTOEVSKY’S PHILOSOPHY OF FREEDOM PDF

Dmitriy Vladimirovich Maslennikov, Russian Christian Academy for the Humanities, Saint Petersburg, Russian Federation
Hieromonk Philaret (Ilya Vladimirovich Berdnikov), Donskoy Stauropegial Monastery, Moscow, Russian Federation

DOI: 10.56859/29490847_2024_2_16

KEYWORDS: PATRISTIC HERITAGE, DOSTOEVSKY, CLASSICAL PHILOSOPHY, EXISTENCE, FREEDOM, GNOSTICISM, RUSSIA

ABSTRACT:

The formation of the sovereign ideology of the Russian state involves the actualization and protection of the classical philosophical tradition, of which we are the heirs. Outside of this tradition, it is impossible to adequately explicate the universal idea of the absolute, which forms the basis for the rational understanding of the norms of morality, law, and state laws as internal imperatives of human free action. At the same time, it is important to take into account the vector of development that was given to classical philosophy by the idea of the Church Fathers about the unity of the universe and absolute freedom as the highest gift of God to man. This idea was clearly expressed in their criticism of Gnostic teachings as a hidden apologetics of non-existence, the cult of evil. The result was the formation of the idea of the subject in the classical philosophy of the modern era, which made it possible to develop in a single philosophy the concept of the absolute unity of being, the absolute freedom of man (in its illiberal interpretation) and the absolute subjectivity of the state (sovereignty). Understanding the existence of absolute good as absolute freedom is the highest form of concrete thinking of the universal unity of the universe. Classical philosophy provides theoretical and methodological means for understanding the essence of this unity. The Dostoevsky's philosophy reveals its meaning, forming the image of Russia as a kingdom of absolute good. Thus, Dostoevsky's thought is in many ways a necessary final link in the process of updating by classical idealism the intellectual message contained in the patristic heritage.

REFERENCES:

1. Aristarkh (Smirnov), Metropolitan of Kemerovo and Prokopyevsk, Skurat K. Ye. Pravoslavnyy Katekhizis [Orthodox Catechism]. Kemerovo, publishing department of the diocese of Kemerovo, 2014, 564 p. (In Russ.).

2. Bogatyryov D. K., Maslennikov D. V. Dukh istorii i sud istorii v dialektike Gegelya [The spirit of history and the judgment of history in Hegel’s dialectic] Dialektika v istorii filosofii i kultury [Dialectics in the history of philosophy and culture]. Ed. by A. N. Muravyov, A. A. Ivanenko. St. Petersburg, Umozreniye, 2023, pp. 247–257. (In Russ.).

3. Burova Yu. V. Bibleyskiye i svyatootecheskiye osnovaniya tvorchestva F. M. Dostoyevskogo kak istoriko-kulturnogo fenomena: avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchyonoy stepeni kandidata istoricheskikh nauk [Biblical and patristic foundations of F. M. Dostoevsky’s works as a historical and cultural phenomenon: author’s abstract of diss. of PhD in History]. Saransk, 2004, 24 p. (In Russ.).

4. Hegel G. W. F. Fenomenologiya dukha [The Phenomenology of Spirit]. St. Petersburg, Nauka, 1992, 443 p. (In Russ.).

5. Dionysius the Areopagite. Bozhestvennyye imena [On the divine names]. Misticheskoye bogosloviye [Mystical theology]. Kyiv, Put k istine, 1991, pp. 13 – 94. (In Russ.).

6. Dostoevsky F. M. Polnoye sobraniye sochineniy [The complete works], in 30 vols., vol. 20. Statyi i zametki. 1862–1865 [Articles and notes. 1862–1865]. Leningrad, Nauka, Leningrad department, 1980, 432 p. (In Russ.).

7. Dostoevsky F. M. Polnoye sobraniye sochineniy [The complete works], in 30 vols., vol. 29, bk. 1. Pisma. 1869–1974 [Letters 1869–1974]. Leningrad, Nauka, Leningrad department, 1980, 576 p. (In Russ.).

8. Zakhartsev S. I., Maslennikov D. V., Salnikov V. P. Logod prava: Parmenides – Hegel – Dostoevsky. K voprosu o spekulyativno-logicheskikh osnovaniyakh metafiziki prava [Logos of law: Parmenides – Hegel – Dostoevsky. On the issue  of the speculative and logical foundations of the metaphysics of law]. Moscow, Norma, INFRA-M, 2024, 376 p. (In Russ.).

9. Ideya Boga i obraz teologii v filosofskikh diskursakh zrelogo moderna i postmoderna [The idea of   God and the image of theology in the philosophical discourses of mature modernity and postmodernity]. Ed. by D. V. Maslennikov. St. Petersburg, Russian Christian Academy for the Humanities publishing house, 2023, 682 p. (In Russ.).

10. St. Justin (Popović). Dostoevsky o Yevrope i slavyanstve [Dostoevsky about Europe and Slavdom]. St. Petersburg, Admiralteystvo, 1998, 271 p. (In Russ.).

11. Lauth R. Filosofiya Dostoyevskogo v sistematicheskom izlozhenii [Dostoevsky’s philosophy in a systematic presentation]. Ed. By A. V. Gulyga. Moscow, Respublika, 1996, 447 p. (In Russ.).

12. Lossky V. Dogmaticheskoye bogosloviye [Dogmatic theology]. Misticheskoye bogosloviye [Mystical theology]. Kyiv, Put k istine, 1991, pp. 261–336. (In Russ.).

13. Maslennikov D. V. “Zlaya tma manikheyskaya” (Gnostitsizm kak istochnik zla v istorii yevropeyskogo obshchestva) [“Evil darkness Manichaean...” (Gnosticism as a source of evil cult in history of the European community)]. Obrazovaniye. Ekonomika. Obshchestvo [Education. Economy. Society], 2009, no. 5-6, pp. 61–67. (In Russ.).

14. Maslennikov D. V., Salnikov V. P. Reinhard Lauth kak interpretator Dostoyevskogo [Reinhard Lauth as Dostoyevsky’s interprettor]. Vestnik Russkoy khristianskoy gumanitarnoy akademii. Filologicheskiye nauki [Review of the Russian Christian academy for the humanities. Philological sciences], 2021, vol. 2, no. 4, pp. 92–96. (In Russ.).

15. Nizhnikov S. A. Svyatootecheskaya traditsiya v tvorchestve F. M. Dostoyevskogo [Patristic tradition in the works of F. M. Dostoevsky]. Filosofskoye obrazovaniye [Philosophy of Education], 2009, no. 20, pp. 14–29. (In Russ.).

16. Salvestroni S. Bibleyskiye i svyatootecheskiye istochniki romanov Dostoyevskogo [Biblical and patristic sources of Dostoevsky’s novels]. Moscow, St. Andrew’s Biblical Theological Institute publishing house, 2015, 258 p. (In Russ.).

17. Salnikov V. P., Maslennikov D. V., Zakhartsev S. I. Bytiye i refleksiya: ontologicheskiye osnovaniya prava v filosofii F. M. Dostoyevskogo [Being and reflection: the ontological basis of law in the philosophy of F.M. Dostoevsky]. Mir politiki i sotsiologii [World of politics and sociology], 2018, no. 12, pp. 157–171. (In Russ.).

18. Steinberg A. Z. Sistema svobody Dostoyevskogo [Dostoevsky’s system of freedom]. Paris, YMCA-PRESS, 1980, 145 p. (In Russ.).

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.