Современная позиция Русской Православной Церкви по вопросу смертной казни

СОВРЕМЕННАЯ ПОЗИЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО ВОПРОСУ СМЕРТНОЙ КАЗНИ PDF

Священник Александр Андреевич Платицын, Новокузнецкое епархиальное управление, Новокузнецк, Россия

DOI: 10.56859/29490847_2025_1_96

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, НАКАЗАНИЕ, РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, ПАТРИАРХ КИРИЛЛ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ГУМАНИЗМ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

АННОТАЦИЯ:

Феномен смертной казни с древнейших времен существования человеческой цивилизации всегда становился предметом дискуссий и противоречий между приверженцами поиска эффективной системы государственного наказания особо опасных преступников и сторонниками гуманистических ценностей. Церковь как один из важнейших социальных институтов призвана обозначить для своих последователей собственную позицию по данному вопросу. Она представляет собой дина‑ мическое явление, сформировавшееся под влиянием исторических, богословских и канонических факторов. В современных условиях Церковь стремится к переосмыслению смертной казни, ориентируясь на конституционность и защиту. Она подчеркивает необходимость смягчения наказаний и отказа от смертной казни как меры возмездия. Данный подход формируется на основании христианской антропологии, согласно которой каждый человек является носителем образа Божия и заслуживает милосердия. Смертная казнь становится предметом критики не только с точки зрения ее жестокости, но и в контексте ее неспособности содействовать духовному возрождению и спасению человека. Важным аспектом остается признание Церковью роли государства в поддержании порядка, но с акцентом на гуманизацию уголовной системы. Теоретическая значимость статьи заключается в систематизации и углублении знаний о позиции Православной Церкви по вопросу смертных казней, в изучении взглядов на проблему в богословском и каноническом формате. Это поспособствует развитию теории православного богословия и христианской этики. Работа внесет вклад в понимание роли религиозного фактора в международном праве и морали, расширение знаний о морально‑этических и политико‑правовых установках Церкви.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Буткевич, Т., прот. Об отмене смертной казни / прот. Т. Буткевич // Вера и разум. – 1906. – № 14.

2. «Иисус не осуждал»: патриарх Кирилл высказался о смертной казни. – Текст : электронный //Газета.ру : [сайт]. – 4 нояб. 2024. – URL: https://www.gazeta.ru/social/2024/11/04/20023759. shtml (дата обращения: 20.11.2024).

3. Кистяковский, А. Ф. Исследование о смертной казни / А. Ф. Кистяковский. – Тула : Автограф, 2000. – 272 с. – ISBN 5‑89201‑022‑8. – Текст : непосредственный.

4. Кратиров, П., сщмч. Вопрос о смертной казни при свете христианского учения / сщмч. П. Кратиров. – Текст : непосредственный // Вера и Разум. – 1906. – №16.

5. Не нам дана жизнь, и не нам ее отнимать – для православного здесь все ясно. – Текст : электронный // Правмир : [сайт]. – URL: https://www.pravmir.ru/smetnaya‑kazn‑mezhdu‑ ogranicheniem‑zla‑i‑miloserdiem‑1/ (дата обращения 19.11.2024).

6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – Москва : Издательство Московской Патриархии, 2000. – 115 с.

7. Светлов, П., прот. Христианство и смертная казнь / прот. П. Светлов. – Текст : непосредственный // Христианин. – 1913. – № 12.

8. Сергиевский, Г.П. Смертная казнь. Разрешение вопроса с православно‑христианской точки зрения / Г. П. Сергиевский. – Санкт‑Петербург, 1906. – 146 с. – Текст : непосредственный.

9. Смертная казнь: за и против / Под редакцией С. Г. Келиной. – Москва : Юридическая литература, 1989. – 528 с. – ISBN 5‑7260‑0150‑8. – Текст : непосредственный.


THE CURRENT POSITION OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ON THE DEATH PENALTY PDF

Priest Aleksandr Andreyevich Platitsyn, Novokuznetsk Diocesan Administration, Novokuznetsk, Russian Federation

DOI: 10.56859/29490847_2025_1_96

KEYWORDS: DEATH PENALTY, PUNISHMENT, RUSSIAN ORTHODOX CHURCH, PATRIARCH KIRILL, CRIME, HUMANISM, LEGISLATION

ABSTRACT:

The phenomenon of the death penalty has always been a subject of discussion and controversy since the earliest times of human civilization between those who seek an effective system of state punishment for especially dangerous criminals and those who support humanistic values. The Church, as one of the most important social institutions, is called upon to denote its own position on this issue for its followers. It is a dynamic phenomenon that has formed under the influence of historical, theological, and canonical factors. In modern conditions, the Church seeks to rethink the death penalty, focusing on constitutionality and protection. It emphasizes the need to mitigate punishments and abandon the death penalty as a measure of retribution. This approach is formed on the basis of Christian anthropology, according to which every person is a bearer of the image of God and deserves mercy. The death penalty is becoming a subject of criticism not only from the point of view of its cruelty, but also in the context of its inability to contribute to the spiritual rebirth and salvation of man. An important aspect remains the recognition by the Church of the role of the state in maintaining order, but with an emphasis on the humanization of the criminal system. The theoretical significance of the article lies in the systematization and deepening of knowledge about the position of the Orthodox Church on the issue of death penalties, in the study of views on the problem in the theological and canonical format. This will contribute to the development of the theory of Orthodox theology and Christian ethics. The work will contribute to understanding the role of the religious factor in international law and morality, expanding knowledge about moral and ethical, as well as political and legal principles of the Church.

REFERENCES:

1. Butkevich T., archpriest. Ob otmene smertnoy kazni [On the abolition of the death penalty]. Vera i razum [Faith and reason], 1906, no. 14. (In Russ.).

2. “Iisus ne osuzhdal”: patriarkh Kirill vyskazalsya o smertnoy kazni [“Jesus did not condemn”: Patriarch Kirill spoke out about the death penalty]. (In Russ.). Available at: https://www.gazeta. ru/social/2024/11/04/20023759.shtml (accessed 20.11.2024).

3. Kistyakovsky A. F. Issledovaniye o smertnoy kazni [Research on the death penalty]. Tula, 2000, 272 p. (In Russ.).

4. Kratirov P., hieromartyr. Vopros o smertnoy kazni pri svete khristianskogo ucheniya [The question of the death penalty in the light of Christian teaching]. Vera i razum [Faith and Reason], 1906, no. 16. (In Russ.).

5. Ne nam dana zhizn, i ne nam yeyo otnimat – dlya pravoslavnogo zdes vsyo yasno [Life was not given to us, and it is not for us to take it – for an Orthodox Christian, everything is clear here]. (In Russ.). Available at: http://www.pravmir.ru/smetnaya‑kazn‑между‑областие‑zla‑i‑miloserdiem‑1/(accessed 19.11.2024).

6. Osnovy sotsialnoy kontseptsii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [Fundamentals of the social concept of the Russian Orthodox Church]. Moscow, Moscow Patriarchate publishing house, 2000, 115 p.(In Russ.).

7. Svetlov P., archpriest. Khristianstvo i smertnaya kazn [Christianity and the death penalty]. Khristianin [Christian], 1913, no. 12. (In Russ.).

8. Sergiyevsky G. P. Smertnaya kazn. Razresheniye voprosa s pravoslavno‑khristianskoy tochki zreniya [The death penalty. Resolution of the issue from the Orthodox Christian point of view]. St. Petersburg, 1906. 146 p. (In Russ.).

9. Smertnaya kazn: za i protiv [The death penalty: pro and contra]. Ed. S. G. Kelina. Moscow, Yuridicheskaya literatura, 1989, 528 p. (In Russ.).

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.