Сравнительный анализ социального учения Римско‑Католической Церкви и Русской Православной Церкви
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО УЧЕНИЯ РИМСКО‑КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ PDF
Священник Дмитрий Евгеньевич Казанцев, Кузбасская православная духовная семинария, Новокузнецк, Россия
DOI: 10.56859/29490847_2025_1_38
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ, СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ ДОКТРИНЫ, СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, КРИЗИС МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, РИМСКО‑КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ, РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
АННОТАЦИЯ:
Исследование представляет собой сравнительный анализ социологических доктрин самой многочисленной христианской деноминации – Римско‑Католической Церкви – и крупнейшей Поместной Православной Церкви – Русской. Современность ставит перед человеком ряд вопросов, среди которых одними из самых острых являются социальные. Христианство, следуя учению своего Господа, предлагает человечеству свой конструктивный подход для их разрешения. Исследование имеет практическую значимость для межрелигиозного диалога и активизации сотрудничества между Римско‑Католической Церковью и Русской Православной Церковью. Одним из центральных выводов работы стало осознание того, что, несмотря на культурно‑исторические различия, как Римско‑Католическая Церковь, так и Русская Православная Церковь основывают свое учение на общих христианских ценностях, таких как уважение к человеческому достоинству, стремление к социальной справедливости и защита прав наиболее уязвимых слоев общества. Эти принципы становятся особенно актуальными в условиях современного кризиса нравственности и секуляризации. Оба учения выступают за важность солидарности, нравственного воспитания и формирования социальной ответственности, делая особый акцент на защите бедных, больных и нуждающихся, поддержке семьи и укреплении духовных ценностей. Таким образом, данное исследование подтвердило, что, несмотря на существенные различия в историческом и культурном развитии, социальные доктрины Римско‑Католической Церкви и Русской Православной Церкви имеют общие ценностные ориентиры, которые способствуют формированию стабильного и нравственного общества. Эти ориентиры могут стать основой для дальнейшего межконфессионального диалога, направленного на совместное решение актуальных моральных и социальных проблем современного мира.
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Жильсон, Э. Избранное. Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского / Жильсон Э. – Москва : ЦГНИИ ИНИОН РАН, 2000. – 495 с. – (Книга света). – ISBN 5‑7914‑0032‑2. – Текст : непосредственный.
2. Лев XIII. Rerum Novarum. Окружное послание о положении трудящихся / Лев XIII. – Текст : электронный // Una Fides. Библиотека Una Voce Russia : [сайт]. – URL: https://library.unavoce. ru/rerum_novarum.html (дата обращения: 06.03.2025).
3. Иоанн Павел II. Верую в Церковь единую, святую, вселенскую и апостольскую / Иоанн Павел II. – Москва : Католический колледж им. св. Фомы Аквинского, 2000. – 760 с. – ISBN 5‑87468‑077‑2. – Текст : непосредственный.
4. Иоанн Павел II. Послание ко Всемирному Дню Мира 1 января 1999 года / Иоанн Павел II. –Текст : непосредственный // Христос – источник новой культуры для Европы на заре нового тысячелетия. Предсинодальный Симпозиум в Ватикане. – Ватикан, 11–14 января 1999 г. – Тверь: Созвездие, 2000. – 367 с. – ISBN 5‑901460‑02‑2. – Текст : непосредственный.
5. Иоанн Павел II. Энциклика «Laborem exercens» – «Совершая труд» / Иоанн Павел II. – Текст : электронный // Католики Византийского обряда в России : [сайт]. – URL: http://www.rkcvo.ru/node/183 (дата обращения: 06.03.2025).
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SOCIAL TEACHING OF THE ROMAN CATHOLIC CHURCH AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH PDF
Priest Dmitriy Yevgenyevich Kazantsev, Kuzbass Orthodox Theological Seminary, Novokuznetsk, Russian Federation
DOI: 10.56859/29490847_2025_1_38
KEYWORDS: GLOBAL CHALLENGES, SECULARIZATION, SOCIAL DOCTRINES, SOCIAL INEQUALITY, SOCIAL JUSTICE, CRISIS OF MORAL VALUES, ROMAN CATHOLIC CHURCH, RUSSIAN ORTHODOX CHURCH
ABSTRACT:
The study is a comparative analysis of the sociological doctrines of the largest Christian denomination, the Roman Catholic Church, and the largest Local Orthodox Church, the Russian Church. Modernity poses a number of issues to man, among which social ones are among the most pressing. Christianity, following the teachings of its Lord, offers humanity its constructive approach to their resolution. The study has practical significance for interreligious dialogue and intensification of cooperation between the Roman Catholic Church and the Russian Orthodox Church. One of the central conclusions of the work was the realization that, despite cultural and historical differences, both the Roman Catholic Church and the Russian Orthodox Church base their teaching on common Christian values, such as respect for human dignity, the pursuit of social justice and the protection of the rights of the most vulnerable sections of society. These principles become especially relevant in the context of the contemporary crisis of morality and secularization. Both teachings advocate the importance of solidarity, moral education and the formation of social responsibility, with particular emphasis on protecting the poor, sick and needy, supporting families and strengthening spiritual values. Thus, this study confirmed that, despite significant differences in historical and cultural development, the social doctrines of the Roman Catholic Church and the Russian Orthodox Church have common value guidelines that contribute to the formation of a stable and moral society. These guidelines can become the basis for further interfaith dialogue aimed at jointly solving urgent moral and social problems of the modern world.
REFERENCES:
1. Gilson É. Izbrannoye. T. 1. Tomizm. Vvedeniye v filosofiyu sv. Fomy Akvinskogo [Selected works. Vol. 1. Thomism: an Introduction to the philosophy of St. Thomas Aquinas]. Moscow, Institute of Scientific Information for Social Sciences (INION) of the Russian Academy of Sciences, 2000, 495 p. (In Russ.).
2. Leo XIII. Rerum Novarum. Okruzhnoye poslaniye o polozhenii trudyashchikhsya [Rerum Novarum. Encyclical on capital and labor]. (In Russ.). Available at: https://library.unavoce.ru/rerum_novarum. html (accessed 06.03.2025).
3. John Paul II Veruyu v Tserkov yedinuyu, svyatuyu, vselenskuyu i apostolskuyu [I believe in one holy universal and apostolic church]. Moscow, St. Thomas Aquinas Catholic college, 2000, 760 p. (In Russ.).
4. John Paul II. Poslaniye ko Vsemirnomu Dnyu Mira 1 yanvarya 1999 goda [Message for the celebration of the World Day of Peace. 1 January 1999]. Khristos – istochnik novoy kultury dlya Yevropy na zare novogo tysyacheletiya. Predsinodalnyy Simpozium v Vatikane. Vatikan, 11–14 yanvarya 1999 g. [Christ is the source of a new culture for Europe at the dawn of the new millennium. Pre‑Synodal Symposium in Vatican. Vatican, 11–14 January 1999.]. Tver, Sozvezdiye, 2000, 367 p. (In Russ.).
5. John Paul II. Entsiklika “Laborem exercens” – “Sovershaya trud” [Encyclical “Laborem exercens” – “Through Work”]. (In Russ.). Available at: http://www.rkcvo.ru/node/183 (accessed 06.03.2025).
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.