Тема Византии в творчестве К.Н. Леонтьева

ТЕМА ВИЗАНТИИ В ТВОРЧЕСТВЕ К. Н. ЛЕОНТЬЕВА PDF

Дмитрий Анатольевич ФилинКемеровский государственный институт культуры, Кемерово, Россия; Кузбасская православная духовная семинария, Новокузнецк, Россия

DOI: 10.56859/29490847_2024_2_64

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: К. Н. ЛЕОНТЬЕВ, ВИЗАНТИЗМ, КУЛЬТУРА, РОССИЯ, ТРИЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС, ЭКЛЕКТИЗМ

АННОТАЦИЯ:

Тема Византии была центральной в творчестве К. Н. Леонтьева. Понятие византизма наряду с понятием триединого процесса развития было ключевым в его историософии. По Леонтьеву, в государстве византизм предстает как неразрывное единство самодержавия, православного христианства и нравственного строя личности. Для него византизм является антитезой западному мещанству. Он связан с леонтьевской утопией монархического социализма. Противоположную точку зрения по отношению к византизму обосновывал В. С. Соловьев, считавший, что в византизме на первый план выходит случайное и преходящее. Отношение к византизму стало непроходимым водоразделом между К. Н. Леонтьевым и В. С. Соловьевым. К. Н. Леонтьев рассматривает феномен византизма гораздо больше на русском, чем византийском материале. Византия для него - это удачный пример спасения страны от вторичного смесительного упрощения. К десяти культурно-историческим типам он добавляет одиннадцатый - византийский и при этом делает акцент на религиозно-культурных аспектах развития византийского общества. В культурном диалоге Руси и Византии Леонтьев явно недооценивал Русь. Он полагал, что пик русского культурного плодоношения, возможно, приходится на будущее. Русская цивилизация для него эклектична, русские почти лишены собственного стиля. В этом смысле позиция Леонтьева напоминает чаадаевскую, но он предпочитает смотреть на Россию через призму Византии, а не Запада. Положение о неоригинальное русской культуры является частным случаем любви Леонтьева к антитезам, его стремления мыслить вразрез с мнениями большинства. Однако в конце концов эта особенность мысли Леонтьева сделала его одним из самых известных философов в истории России.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алпатов, М. В. Андрей Рублев / М. В. Алпатов. - Москва: Изобразительное искусство, 1972. - 205 с. - Текст: непосредственный. 

2. Бессчетнова, Е. В. Диалог Вл. С. Соловьева и К. Н. Леонтьева: Проблема бытия России: специальность 09.00.03 "История философии": диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Бессчетнова Елена Валерьевна; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". - Москва, 2014. - 169 с. -Библиогр.: с. 153-169. - Текст: непосредственный.  

3. Бочаров, С. Г. Сюжеты русской литературы / С. Г. Бочаров. - Москва: Языки русской литературы, 1999. - 632 с. - Текст: непосредственный.  ISBN: 5-88766-037-6  EDN: RSFRVZ

4. Дёмина, Н. А. "Троица" Андрея Рублева / Н. А. Дёмина. - Москва: Искусство, 1963. - 98 с. -Текст: непосредственный.

5. Житие преподобного Прокопия Устюжского. - Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1893. - 259 с. - Текст: непосредственный. 

6. К. Н. Леонтьев: pro et contra: личность и творчество К. Леонтьева в оценке русских мыслителей и исследователей, 1891-1917 гг.: в 2 кн. Кн. 1. - Санкт-Петербург: Издательство Русского христианского гуманитарного института, 1995. - 474 с. - (Русский путь). - 5-88812-0081. - Текст: непосредственный.  ISBN: 5-88812-008-1

7. К. Н. Леонтьев: pro et contra: личность и творчество К. Леонтьева в оценке русских мыслителей и исследователей, 1891-1917 гг.: в 2 кн. Кн. 2. - Санкт-Петербург: Издательство Русского христианского гуманитарного института, 1995. - 699 с. - (Русский путь). - 5-88812-008 - Текст: непосредственный.  ISBN: 588812008  

8. Козловская, Н. В. Философский термин "византизм" в трудах К. Н. Леонтьева и В. С. Соловьева / Н. В. Козловская, Е. В. Сергеева. - Текст: непосредственный // Соловьевские исследования. - 2016. - Вып. 3 (51). - С. 26-33.  EDN: WWSMUZ

9. Кузнецов, И. И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы: историко-агиографическое исследование / И. И. Кузнецов. - Москва: Типография Л. В. Пожидаевой, 1910. - 494 с. - Текст: непосредственный.  

10. Курбатов, Г. Л. История Византии (Историография) / Г. Л. Курбатов. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1975. - 257 с. - Текст: непосредственный. 

11. Леонтьев, К. Н. Избранные письма 1854-1891 / К. Н. Леонтьев. - Санкт-Петербург: Пушкинский фонд, 1993. - 638 с. - Текст: непосредственный.  ISBN: 5-87180-018-3  

12. Леонтьев, К. Н. Полное собрание сочинений и писем: в 12 т. Т. 4 / К. Н. Леонтьев. - Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2002. - 1045 с. - Текст: непосредственный.  ISBN: 5-93615-005-4

13. Леонтьев, К. Н. Полное собрание сочинений и писем: в 12 т. Т. 6. Кн. 1 / К. Н. Леонтьев. - Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2003. - 818 с. - Текст: непосредственный.  ISBN: 5-93615-021-6 

14. Леонтьев, К. Н. Полное собрание сочинений и писем: в 12 т. Т. 7. Кн. 1 / К. Н. Леонтьев. - Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2005. - 560 с. - Текст: непосредственный.  ISBN: 5-93615-035-6  

15. Леонтьев, К. Н. Полное собрание сочинений и писем: в 12 т. Т. 8. Кн. 1 / К. Н. Леонтьев. - Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2007. - 639 с. - - Текст: непосредственный.  ISBN: 978-5-93615-075-3  

16. Леонтьев, К. Н. Полное собрание сочинений и писем: в 12 т. Т. 8. Кн. 2 / К. Н. Леонтьев. - Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2009. - 1407 с. - Текст: непосредственный.  ISBN: 978-5-93615-079-1  

17. Леонтьев, К. Н. Восток, Россия и Славянство / К. Н. Леонтьев. - Москва: Эксмо, 2007. - 896 с. - Текст: непосредственный.  ISBN: 978-5-699-24266-5  EDN: QWQVXB

18. Померанц, Г. С. Выход из транса / Г. С. Померанц. - Москва: Юрист, 1995. - 574 с. - Текст: непосредственный.  ISBN: 978-5-98712-699-8  

19. Соловьев, В. С. Великий спор и христианская политика / В. С. Соловьев. - Москва: Типография М. Н. Лаврова и К°, 1883. - 260 с. - Текст: непосредственный.

20. Соловьев, В. С. Сочинения: в 2 т. Т. 2. - 2-е изд. - Москва: Мысль, 1990. - 822 с. - Текст: непосредственный. - Текст: непосредственный.  ISBN: 5-244-00192-2

21. Соловьев, В. С. Смысл любви: Избранные произведения / В. С. Соловьев. - Москва: Современник, 1991. - 524 с. - Текст: непосредственный.  ISBN: 5-270-01370-3  

22. Фатеев, В. А. Византизм К. Н. Леонтьева и философия религии В. С. Соловьева. Ч. 1: Леонтьев и идея вселенской теократии / В. А. Фатеев. - Текст: непосредственный // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной академии. - 2022. - № 3 (15). - С. 105-133.  EDN: TDFJID

23. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси / Г. П. Федотов. - Санкт-Петербург: Сатисъ Держава, 2007. - 302 с. - Текст: непосредственный. 

24. Фетисенко, О. Л. "Гептастилисты": Константин Леонтьев, его собеседники и ученики / О. Л. Фетисенко. - Санкт-Петербург: Пушкинский Дом, 2012. - 784 с. - 978-5-91-476023-3. - Текст: непосредственный.  ISBN: 978-5-91476-023-3 

25. Фетисенко, О. Л. "Наследники Византии" в оценке друзей и недругов: Российская государственность как сквозная тема "восточных повестей" К. Н. Леонтьева. - О. Л. Фетисенко // Два века русской классики. - 2020. - Т. 2. - № 4. - С. 250-259.  EDN: HCWTRN

26. Флоренский, П. А. Иконостас / П. А. Флоренский. - Москва: АСТ, 2001. - 208 с. - Текст: непосредственный.


THE THEME OF THE BYZANTINE EMPIRE IN WORKS BY K. N. LEONTIEV PDF

Dmitriy Anatolyevich FilinKemerovo State Institute of Culture, Kuzbass Orthodox Theological Seminary

DOI: 10.56859/29490847_2024_2_64

KEYWORDS: K. N. LEONTIEV, BYZANTISM, CULTURE, RUSSIA, TRIUNE PROCESS, ECLECTISM

ABSTRACT:

The theme of Byzantine was centraL in works by K. N. Leontiev. The concept of Byzantinism, aLong with the concept of the triune process of deveLopment, was key in his historiosophy. According to Leontiev, Byzantinism appears in the state as an inextricabLe unity of autocracy, Orthodox Christianity and the moraL structure of the individual.. For him, Byzantinism is the antithesis to the western phiListinism. It is associated with Leontiefs utopia of monarchicaL sociaLism. The opposite point of view in reLation to the Byzantine Empire was substantiated by V. S. SoLovyov, who beLieved that in Byzantinism the accidentaL and transient came to the fore. The attitude towards Byzantinism became an impassabLe divide between K. N. Leontyev and V. S. SoLovyov. K. N. Leontiev examines the phenomenon of the Byzantine Empire much more on Russian than Byzantine material For him, the Byzantine Empire is a successfuL exampLe of saving the country from secondary mixed simpLification. He adds to the ten cuLturaL and historicaL types, the eLeventh - Byzantine, and focuses at the same time on the reLigious and cuLturaL aspects of the deveLopment of Byzantine society. Leontyev underestimated Rus cLearLy in the cuLturaL diaLogue between Rus and the Byzantine Empire. He beLieved that the peak of Russian cuLturaL fruiting may occur in the future. For him, Russian civiLization is ecLectic, Russians are aLmost devoid of their own styLe. In this sense, Leontiev's position resembLes Chaadaev's, but he prefers to Look at Russia through the prism of the Byzantine Empire, rather than the West. The statement about the unoriginaLity of Russian cuLture is a speciaL case of Leontiev's Love for antitheses, his desire to think contrary to the opinions of the majority. However this feature of Leontiev's thought made him eventuaLLy one of the most famous phiLosophers in history of Russia.

REFERENCES:

1. Аlpatov M.V. Andrey Rublyov [Andrei Rublev]. Moscow, Izobrazitelnoye iskusstvo, 1972, 205 p. (In Russ.).

2. Вesschetnova Ye.V. Dialog Vl. S. Solovyova i K. N. Lentyeva: Problema bytiya Rossii [The Dialogue between V. S. Solovyov and K. N. Leontiev: the problem of being of Russia]. Diss. PhD in Philosophy, Moscow, 2014, 169p. (In Russ.).

3. Bocharov S. G. Syuzhety russkoy literatury [The plots of Russian literature], Moscow, 1999, 632 p. (In Russ.).

4. Dyomina N. A. “Troitsa” Andreya Rublyova [Rublev’s “The Trinity”], Moscow, 1972, 98 p. (In Russ.).

5. Zhitiye prepodobnogo Prokopiya Ustyuzhskogo [The hagiography of St. Prokopius of Ustyug], St. Petersburg, Synodal printing house, 1893, 259 p. (In Russ.).

6. K.N. Leontiev: pro et contra: in 2 books, book 1. St. Petersburg, Russian Christian Humanitarian Institute, 1995, 480 p. (In Russ.).

7. K.N. Leontiev: pro et contra: in 2 books, book 2. St. Petersburg, Russian Christian Humanitarian Institute, 1995, 704p. (In Russ.).

8. Kozlovskaya N. V, Sergeyeva Ye. V. Filosofskiy termin “vizantizm” v trudakh K. N. Leontyeva i V. S. Solovyova [Philosophical term “byzantism” in K. N. Leontiev’s and V. S. Solovyov’s works]. Solovyovskiye issledovaniya [Solovyov’s studies], is. 3(51), 2016, pp. 26–33. (In Russ.).

9. Kuznetsov I. I. Svyatyye blazhennyye Vasiliy i Ioann, Khrista radi moskovskiye chudotvortsy [Sain t blessed Basil and John, for Christ the wonderworkers], Moscow, L. V. Pozhidayeva’s typography, 1910, 494 p. (In Russ.).

10. Kurbatov G. L. Istoriya Vizantii (Istoriografiya) [History of Byzantine (Historiography)], Leningrad, Leningrad University publishing house, 1975, 275 p. (In Russ.).

11. Leontiev K. N. Izbrannyye pisma 1854–1891 [The selected letters 1854–1891], St. Petersburg, Pushkinskiy fond, 1993, p. 638. (In Russ.).

12. Leontiev K. N. Polnoye sobraniye sochineniy i pisem [The complete works and letters], in 12 vols., vol. 4. St. Petersburg, Vladimir Dal, 2002, 1045 p. (In Russ.).

13. Leontiev K. N. Polnoye sobraniye sochineniy i pisem [The complete works and letters], in 12 vols., vol. 6, book 1. St. Petersburg, Vladimir Dal, 2003, 818 p. (In Russ.).

14. Leontiev K. N. Polnoye sobraniye sochineniy i pisem [The complete works and letters], in 12 vols., vol. 7, book 1. St. Petersburg, Vladimir Dal, 560 p. (In Russ.).

15. Leontiev K. N. Polnoye sobraniye sochineniy i pisem [The complete works and letters], in 12 vols., vol. 8, book 1. St. Petersburg, Vladimir Dal, 2007, 639 p. (In Russ.).

16. Leontiev K. N. Polnoye sobraniye sochineniy i pisem [The complete works and letters], in 12 vols., vol. 8, book 2. St. Petersburg, Vladimir Dal, 2007, 1407 p. (In Russ.).

17. Leontiev K. N. Vostok, Rossiya i slavyanstvo [The East, Russia, and Slavdom]. Moscow, 2007, Eksmo, 896 p. (In Russ.).

18. Pomerants G. S. Vykhod iz transa [Exit from trance]. Moscow, Yurist, 1995, 574 p. (In Russ.).

19. Solovyov V. S. Velikiy spor i khristianskaya politika [The great Debate and Christian politics], Moscow, M. N. Lavrov i Co typography, 1883, 260 p. (In Russ.).

20. Solovyov V. S. Sochineniya [The works], in 2 vols., vol. 2. Moscow, Mysl, 1990, 822 p. (In Russ.).

21. Solovyov V. S. Smysl lyubvi: izbrannyye proizvedeniya [The Meaning of Love: the selected works], Moscow, Sovremennik, 1991, 524 p. (In Russ.).

22. Fateyev V. A. Vizantinizm K. N. Leontyeva i filosofiya religii V. S. Solovyova. Chast pervaya: Leontyev i ideya vselenskoy teokratii [K. N. Leontiev’s byzantism and Vladimir Solovyov’s philosophy of religion. Part I: Leontiev and the idea of universal theocracy]. Trudy kafedry bogosloviya Sankt-Peterburgskoy dukhovnoy akademii [Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theologycal Academy], 2022, no. 3 (15), pp. 105–133. (In Russ.).

23. Fedotov G. P. Svyatyye Drevney Rusi [The saints of Old Rus]. St. Petersburg, Satis Derzhava, 2007, 302 p. (In Russ.).

24. Fetisenko O. L. “Geptastilisty”: Konstantin Leontyev, yego sobesedniki i ucheniki [“Heptastilists”: Konstantin Leontiev, his interlocutors and pupils]. St. Petersburg, Pushkin House, 2012, 784 p.(In Russ.).

25. Fetisenko O. L. “Nasledniki Vizantii” v otsenke druzey i nedrugov: Rossiyskaya gosudarstvennost kak skvoznaya tema “vostochnykh povestey” K. N. Leontyeva [“Heirs of Byzantine” in the assessment of friends and foes: the Russian sovereignity as the cross-cutting theme of “oriental tales” by Konstantin Leontiev]. Dva veka russkoy klassiki [Two centuries of the Russian classics], 2020, vol. 2, no. 4, pp. 250–259 (In Russ.).

26. Florensky P. A. Ikonostas [Iconostasis]. Moscow, AST, 2001, 208 p. (In Russ.).

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.