Трансляция звонарских художественных и миссионерских традиций в условиях современности (из опыта Кузбасской митрополии)

ТРАНСЛЯЦИЯ ЗВОНАРСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И МИССИОНЕРСКИХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ (ИЗ ОПЫТА КУЗБАССКОЙ МИТРОПОЛИИ) PDF

Елена Сергеевна Кузнецова, Кузбасская православная духовная семинария, Новокузнецк, РФ
иеромонах Зосима (Георгий Александрович Демченко), Кузбасская православная духовная семинария, Новокузнецк, РФ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА, ЗВОНАРСКИЕ ТРАДИЦИИ, ЦЕРКОВНЫЙ ЗВОН, ПОДГОТОВКА ЗВОНАРЕЙ

АННОТАЦИЯ:

Авторы статьи рассматривают звонарскую культуру в качестве особого, ни на что не похожего типа звучания и стиля, с неповторимым набором форм и методов звукоизвлечения. В рамках данного исследования на региональном материале впервые изучена специфика практик подготовки современных звонарских кадров - продолжателей вековых церковных и художественных традиций. Материалы исследования рекомендованы для организации церковно-практической работы (исследовательской, музейной, концертно-фестивальной, образовательной) на самом разном уровне (от приходского до епархиального). Также представленные данные могут бьпъ использованы при реализации образовательных программ подготовки теологов как в духовных школах, так и в светских вузах. Материалы исследования также могут быть интересны как ресурс для православного самообразования клирикам, теологам и мирянам (для занятий в воскресных школах для взрослых, организации приходских мероприятий в духовно-просветительских центрах, в миссионерских станах, в миссионерских службах, на фестивальных и конкурсных проектных площадках и всем интересующимся вопросами развития церковного искусства). Авторы стремятся обратить внимание научной и церковной общественности на необходимость более ответственного, научно-теологического осмысления, глубокого понимания природы колокольного звона как части православного богослужения и востребованного миссионерско-символического ресурса. Материалы настоящего исследования могут быть включены в составлении единого Устава колокольного звона, актуальность создания которого определяется потребностью в упорядочении и стандартизации существующих колокольных традиций как особого языка церкви. Трансляция звонарских художественных и миссионерских традиций в условиях современности (из опыта Кузбасской митрополии).

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Благовещенская Л. Д. Колокольня с подбором колоколов и колокольный звон в России: автореф. на соиск. ученой степ. канд. искусствоведения: 17.00.02. Ленинград, 1990.

2. Благовещенская Л. Д. Временные звонницы Новосибирской епархии как продолжение традиции на рубеже тысячелетий // Вопросы инструментоведения: Сборник рефератов. Санкт-Петербург. 2000. Вып. 4. С. 161—162.

3. Бондаренко  А.  Ф. Из  истории колоколов России: избранные труды по  отечественной кампанологии. М.: Русская панорама, 2014.

4. Бондаренко А. Ф. Колокол.URL: http://www.pravenc.ru/text/1841774.html (дата обращения: 03.06.2020).

5. Гиппиус Е. В. Ростовские колокольные звоны // Музыкальная жизнь. 1966. № 18. С. 15—17.

6. Глушецкий А. А. Колокольное дело в России во второй половине XVIII — начале XX вв: энциклопедия литейщиков. М., 2010.

7. Гусева А. Н. Русский колокол как музыкальный феномен: дис. … докт. искусствоведения: 17.00.02. М., 2011.

8. Израилев А. А. Ростовские колокола и звоны. СПб., 1884.

9. Дроздихин И. М. Учебное пособие для звонарей храмов и монастырей. М.: Мастерская Ильи Дроздихина, 2013.

10. История возникновения колоколов на Руси. URL: http://revolution.allbest.ru/culture/00669348_0. html. (дата обращения: 17.11.2020).

11. Карбаев  Ю., Благовещенская  Л.  Опыт сооружения мобильной звонницы // Вопросы инструментоведения. Вып. 7. 2010. С. 273—276.

12. Крейдун Ю. А. Бийский архиерейский дом. История и архитектура. Бийск, 2010.

13. Крейдун Ю. А. Храмы Горно-Алтайска и его предместий в XX — начале XXI вв. Барнаул, 2010.

14. Крейдун Ю. А., Талашкин А. В. Колокола Алтайской митрополии (обзор колокольного фонда в начале XXI века) // Культурное наследие Сибири. 2016. № 1. С. 51—58.

15. Курсы звонарского мастерства // Данилов монастырь: [сайт]. URL: http://msdm.ru/obuchenie/949-kursy-zvonarskogo-masterstva (дата обращения: 18.01.2021).

16. Лоханский В. В. Русские колокольные звоны. URL: http://rusnardom.ru/vladimir-lohanskiy-russkie-kolokolnyie-zvonyi/ (дата обращения: 12.10.2021).

17. Мальцев С. А. Русские колокольные звоны в начале XXI века.

18. Никаноров  А.  Б.  Звон. URL: http://www.pravenc.ru/text/199669.html (дата обращения: 03.06.2020).

19. Никаноров А. Б. Историография отечественной кампанологии XX в.

20. Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. Изд. 5-е, исправл. /Под ред. А. Ф. Бондаренко. М., 2010.

21. Православный колокольный звон. Теория и практика / Сост. И. В. Коновалов, Н. И. Завьялов. М., 2002.

22. Радин  П.  В.  Самоучитель игры на  русской звоннице. Ч.  I. «Двойка» / Под науч. ред. А. Б. Пиканорова. СПб., 2013.

23. Тихонов А. «Звоны в России — это огромный пласт духовной культуры». URL: http://sdsmp.ru/news/n2299/?sphrase_id=44249 (дата обращения: 17.01.2021).

24. Тосин С. Г. Колокольный звон в России: традиция и современность.

25. Тосин  С.  Г.  Колокольный звон в  России: традиция и  современность: дис. … докт. искусствоведения: 17.00.02 Новосибирск, 2010.

26. Тосин С. Г. Русская звонница: Конструктивные особенности и вопросы исполнительства.

27. Тосин С. Г. Современное состояние традиции колокольного звона в Новосибирской области.

28. Тосин С. Г. Звонничный инструментарий на современном этапе развития колокольно-звонной традиции // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012.№ 4. С. 204—211.

29. Шариков П. В. Исследование функционально-эстетических параметров бронзовых колоколов и технологии их реставрации: дис. … канд. тех. наук: 17.00.06. Санкт-Петербург, 2008.

30. Шипов Н. Н. История моей жизни: Рассказ бывшего крепостного Н. Н. Шипова // Русская старина. 1881. Т. 31. С. 45.

31. Школа звонарей // Свято-Троицкий кафедральный собор града Саратова: [сайт]. URL: http://trsobor.ru/category/shkola-zvonarej/ (дата обращения: 11.01.2021).

32. Ярешко А. С., Лоханский В. В. Искусство колокольного звона: программа факультатива для музыкальных училищ. М., 1990.

33. Ярешко  А.  С.  Краткий курс обучения православному колокольному звону // Народное творчество. 2003. № 5. С. 25—27.

34. Ярешко А. С. Колокольные звоны России: история, стилистика, функциональность в синтезе храмовых искусств. Саратов, 2005.


BROADCASTING OF ZVONAR ARTISTIC AND MISSIONARY TRADITIONS IN MODERN CONDITIONS (FROM THE EXPERIENCE OF THE KUZBASS METROPOLIA) PDF

Elena Sergeevna Kuznetsova, Kuzbass Orthodox Theological Seminary
hieromonk Zosima (Georgy Alexandrovich Demchenko), Kuzbass Orthodox Theological Seminary

KEYWORDS: CHURCH MUSIC, BELL-RINGING TRADITIONS, CHURCH RINGING, TRAINING OF BELL-RINGERS

ABSTRACT:

The authors of the article consider the ringing culture as a special, unlike anything else type of sound and style, with a unique set of forms and methods of sound production. Within the framework of this study, the specifics of the practices of training modern bell — ringers — the successors of centuries-old church and artistic traditions — were studied for the first time on regional material. The research materials are recommended for the organization of church-practical work (research, museum, concert-festival, educational) at a very different level (from parish to diocesan). Also, the presented data can be used in the implementation of educational programs for the training of theologians both in theological schools and in secular universities. The research materials may also be of interest as a resource for Orthodox self-education for clerics, theologians, and laypeople (for classes in Sunday schools for adults, for organizing parish events in spiritual and educational centers, in missionary camps, in missionary services, at festival and competitive project sites, and for anyone interested in the development of church art). The authors seek to draw the attention of the scientific and church community to the need for a more responsible, scientific and theological understanding, a deep understanding of the nature of the bell ringing as part of Orthodox worship and a sought-after missionary and symbolic resource. The materials of this study can be included in the compilation of a united Charter of bell ringing, the relevance of which is determined by the need to streamline and standardize existing bell traditions as a special language of the church.

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.