К вопросу об онтологическом статусе «добра» в литературном творчестве: на примере сказки Е. И. Мельниковой «ЧарМа и Денница Озера»

К ВОПРОСУ ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОМ СТАТУСЕ «ДОБРА» В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ: НА ПРИМЕРЕ СКАЗКИ Е. И. МЕЛЬНИКОВОЙ «ЧАРМА И ДЕННИЦА ОЗЕРА» PDF

Наталья Александровна Жилянина, Кузбасская православная духовная семинария, Новокузнецк, РФ
Олеся Владимировна Татаринова, Кузбасская православная духовная семинария, Новокузнецк, РФ

DOI: 10.56859/29490847_2023_2_97

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ, АВТОРСКАЯ СКАЗКА, "ДОБРО" И "ЗЛО" В СКАЗКЕ

АННОТАЦИЯ:

В статье представлена попытка описать онтологический статус добра через соотнесение с категориями «бытия», «нравственности» и «Божественного». Рассматривается, как категория «добра» представлена в литературном творчестве, в частности, в сказках. В фольклоре понимание добра взаимосвязано с верованиями и религиозными традициями народа. Образ Бога напрямую соотносится с нравственными ориентирами, выраженными в творчестве. Авторские литературные тексты содержат как смыслы, целенаправленно вложенные автором, так и обусловленные ментальностью и культурным контекстом, в котором живет и творит писатель. В статье дается интерпретация сказки Е. И. Мельниковой «ЧарМа и Денница Озера». На примере данного произведении исследуется, как выражается категория «добра» в художественном литературном творчестве.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Буркхард У. Сказка и двенадцать чувств человека. Калуга: Духовное познание, 2003. 104 с.

2. Жирар Р. Насилие и священное. Изд. 2-е, испр. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 448 с.

3. Круглова И. Н. Онтологические и культурантропологические основания феномена жертвенности в контексте генезиса символа судьбы: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Томск, 2010. 34 с. URL: https://www.lib.tsu.ru/mminfo/2010/000395084/000395084.pdf (дата обращения: 12.05.2023).

4. Лосский Н. О. Очерк собственной философии // Logos / Логос. 1991. № 1. С. 123–132.

5. Мельникова Е. И. Виктимогенный слой в культуре детства. СПб: КСИ-Принт, 2020. 110 c.

6. Мельникова Е. И. ЧарМа и Денница Озера // Методология предотвращения угроз в XXI веке: сборник научных трудов / науч. ред. Т. И. Грабельных. Иркутск: Издательство ИГУ, 2022. С. 128–134.

7. Мижо М. Самолет Сент-Экзюпери // Кругозор. 1966. № 2. С. 14–15.

8. Ортега-и-Гассет Х. Адам в раю // Эстетика, философия культуры. М.: Искусство, 1991. С. 59–82.

9. Сказки славянских народов: сербов, босно-герцеговинцев, болгар, хорватов, словинцев, моравов, чехов, лужичан, кашубов, поляков, русин. Санкт-Петербург: Издание В. И. Губинского, 1899. 151 с.


TO THE QUESTION OF THE ONTOLOGICAL STATUS OF “GOOD” IN LITERARY WORKS: ON THE EXAMPLE OF THE FAIRY TALE BY YE. I. MELNIKOVA “CHARMA AND THE DAWN OF THE LAKE” PDF

Natalia Aleksandrovna Zhilyanina, Kuzbass Orthodox Theological Seminary
Olesya Vladimirovna TatarinovaKuzbass Orthodox Theological Seminary

DOI: 10.56859/29490847_2023_2_97

KEYWORDS: ONTOLOGICAL THEORY OF VALUES, AUTHOR'S FAIRY TALE, "GOOD" AND "EVIL" IN THE FAIRY TALE

ABSTRACT:

The article presents an attempt to describe the ontological status of goodness through correlation with the categories of “being”, “morality” and the “Divine”. It is considered how the category of “goodness” is represented in literary works, in particular, in fairy tales. The understanding of goodness in folklore is interconnected with the beliefs and religious traditions of the people. The image of God is directly correlated with the moral guidelines expressed in creation. The author's literary texts contain both meanings invested by the author purposefully and conditioned by the mentality and cultural context of a writer's life and creation. The article gives an interpretation of the fairy tale by Ye. I. Melnikova “The CharMa and the Dawn of the Lake”. Using the example of this work, the author explores how the category of “goodness” is expressed in artistic literary works.

REFERENCES:

1. Burkhard W. Skazka i dvenadtsat chuvstv cheloveka [A Fairy tale and the twelve senses of man]. Kaluga, Spiritual cognition, 2003, 104 p. (In Russ.).

2. Girard R. Nasiliye i svyashchennoye [Violence and the Sacred]. Moscow, New Literary Review, 2010, 448 p. (In Russ.).

3. Lossky, N. O. An essay on his own philosophy //Logos / Logos, 1991, No. 1. pp. 123–132. (In Russ.).

4. Kruglova I. N. Ontologicheskiye i kulturantropologicheskiye osnovaniya fenomena zhertvennosti : avtoref. dis. … kand. filos. nauk [Ontological and cultural and anthropological foundations of the phenomenon of sacrifice in the context of the genesis of the symbol of fate. Author’s abstract of diss. PhD in Philosophy]. Tomsk, 2010, 34 p. (In Russ.). Available at: https://www.lib.tsu.ru/mminfo/2010/000395084/000395084.pdf (accessed 12.05.2023).

5. Melnikova Ye. I. Viktimogennyy sloy v culture detstva [Victimogenic layer in the culture of childhood]. Saint Petersburg, KSI-Print, 2020, 110 p. (In Russ.).

6. Melnikova Ye. I. CharMa i Dennitsa Ozera [CharMa and the Dawn of the Lake]. Metodologiya predotvrashcheniya ugroz v XXI veke [Methodology of threat prevention in the 21th century: a collection of scientific papers]. Irkutsk, Irkutsk State University Publishing House, 2022, pp. 128–134. (In Russ.).

7. Mizho M. Samolyot Saint-Exupery [The Plane of Saint-Exupery]. Krugozor [Krugozor], 1966, No. 2. pp. 14–15. (In Russ.).

8. Ortega y Gasset, H. Adam v rayu [Adam in Paradise]. Estetika, filosofiya kultury [Aesthetics, philosophy of Culture]. Moscow, Iskusstvo, 1991. pp. 59–82. (In Russ.).

9. Skazki slavyanskikh narodov: serbov, boson-gertsegovintsev, bolgar, khorvatov, slovintsev, moravov, chekhov, luzhichan, kashubov, polyakov, rusin [Fairy tales of Slavic peoples: Serbs, Bosno-Hercegovinians, Bulgarians, Croats, Slovenes, Moravians, Czechs, Luzhichans, Kashubians, Poles, Rusyns]. St. Petersburg, Edition of V. I. Gubinsky, 1899, 151 p. (In Russ.).

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.