Царственное монашество на Востоке
ЦАРСТВЕННОЕ МОНАШЕСТВО НА ВОСТОКЕ PDF
Алексей Михайлович Величко, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия
DOI: 10.56859/29490847_2024_3_36
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРАВОСЛАВИЕ, МОНАШЕСТВО, ПОДВИЖНИЧЕСТВО, ВИЗАНТИЯ, МОНАРХИЯ, АРИСТОКРАТИЯ, ИМПЕРАТОР
АННОТАЦИЯ:
Статья рассматривает в исторической перспективе важную связь между монашеством и царской аристократией в Византии, уделяет внимание похожим тенденциям в истории Болгарии и Сербии, а также затрагивается период от Древней Руси до царских времен Российской Империи как общий и разносторонний период жертвенного служения. Используется обширный именной аппарат. Проводится параллель между предстоянием монаха в молитве и одиноким предстоянием царя, только во власти, перед Создателем. Уже в египетских монастырях были известны случаи подвижничества царских особ. Но начало царского монашества следует искать в образе Самого Христа, чье служение как Пророческое и Первосвященническое дополнялось еще и Царским. Как в монашеской истории можно найти много отрицательных поступков и даже имен, так и в истории царей были не только положительные моменты, но постоянная поддержка нравственных устоев в лице монастырей, даже в самые трудные для царских династий моменты их существования, говорит о близкой концепции их мировосприятия. Не было ограничения в канонической помощи, а также и в материальной. Нравственная и общественная поддержка не исчерпывали всех форм участия царей в делах монашества. Очень часто под конец земного пути, а нередко и в качестве прижизненной альтернативы царскому служению монархи оказывались в монастырях в качестве рядовых иноков. Или, по крайней мере, подвиг иноческого служения несли члены их семьи и близкие родственники. Статья открывает новое и цельное видение одного из важнейших аспектов истории восточного монашества в Византии и на Руси.
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмус В., прот. Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста (Эортологический этюд) / прот. В. Асмус. – Текст : непосредственный // «Имперское возрождение». – 2004. –Вып. 1. – С. 51–60.
2. Блок, М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии / Предисловие Ж. Ле Гоффа ; научная редакция и послесловие А. Я. Гуревича. – Москва : Языки русской культуры, 1998. – 712 с. – ISBN 5-7859-0057-2. – Текст : непосредственный.
3. Василик, В. В., диак. Церковь и Империя в византийских церковно-поэтических памятниках /диак. В. В. Василик. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2016. – 640 с. – ISBN 978-5-906860-13-2. – Текст : непосредственный.
4. Гарро А. Людовик Святой и его королевство / А. Гарро. – Санкт-Петербург : Евразия, 2002. –256 с. – ISBN 5-8071-0036-0. – Текст : непосредственный.
5. Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические / прп. Исаак Сирин. – Москва : Сретенский монастырь, 2021. – 848 с. – ISBN 978-5-7533-1699-8. – Текст : непосредственный.
6. Марен, Э. Монахи Константинополя III–IX вв. Жизнь за стенами святых обителей столицы Византии / Э. Марен. – Москва : Центрполиграф, 2022. – 415 с. – ISBN 978-5-227-09758-3. – Текст : непосредственный.
7. Правила Святых Поместных соборов с толкованиями : в 3 т. – Москва : Паломник : Сибирская благозвонница, 2000. – Текст : непосредственный.
8. Розанов, В. В. По тихим обителям / В. В. Розанов. – Текст : непосредственный // Розанов, В. В. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / В. В. Розанов ; Институт философии АН СССР, Философское общество СССР ; составление, подготовка текста и примечания Е. В. Барабанова. – Москва : Правда, 1990. – 636 с.
9. Соколов, И. И. Состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204) / И. И. Соколов. – Санкт-Петербург : Издательство Олега Абышко, 2003. – 464 с. – ISBN 5-89740-090-3. – Текст : непосредственный.
10. Эклога: Византийский законодательный свод VIII века. Византийская книга Эпарха. – Рязань : Александрия, 2006. – 591 с. – ISBN 5-944660-026-8. – Текст : непосредственный.
ROYAL MONASTICISM IN THE EAST PDF
Aleksey Mikhaylovich Velichko, Kemerovo State University, Kemerovo, Russian Federation
DOI: 10.56859/29490847_2024_3_36
KEYWORDS: ORTHODOXY, MONASTICISM, SPIRITUAL FEAT, BYZANTINE EMPIRE, MONARCHY, ARISTOCRACY, EMPEROR
ABSTRACT:
The article examines the important connection between monasticism and the royal aristocracy in Byzantium in a historical perspective, paying attention to similar trends in the history of Bulgaria and Serbia, and also touches upon the period from Ancient Rus to the tsarist times of the Russian Empire as a general and diverse period of sacrificial service. An extensive apparatus of names is used. A parallel is drawn between the standing of a monk in prayer and the lonely standing of a king, only in power, before the Creator. Cases of asceticism of royal persons were already known in Egyptian monasteries. But the beginning of royal monasticism should be sought in the image of Christ Himself, whose ministry as Prophetic and High Priestly was supplemented by the Royal one. Just as in the history of monasticism one can find many negative actions and even names, so in the history of the kings there were not only positive moments, but the constant support of moral principles in the person of monasteries, even in the most difficult moments of their existence for the royal dynasties, speaks of a close concept of their worldview. There was no limitation in canonical assistance, as well as in material. Moral and social support did not exhaust all forms of participation of kings in the affairs of monasticism. Very often at the end of their life, and often as a lifetime alternative to royal service, monarchs found themselves in monasteries as ordinary monks. Or, at least, the feat of monastic monastery was carried out by members of their family and close relatives. The article opens a new and holistic vision of one of the most important aspects of the history of eastern monasticism in Byzantium and Rus.
REFERENCES:
1. Asmus V., archpr. Vsemirnoye vozdvizheniye Chestnogo i Zhivotvoryashchego Kresta (Eortologicheskiy etyud) [The world Exaltation of the Holy Cross]. Imperskoye vozrozhdeniye [The imperial revival], 2004, is. 1, pp. 51–60. (In Russ.).
2. Bloch M. Koroli-chudotvortsy. Ocherk predstavleniy o sverkhyestestvennom kharaktere korolevskoy vlasti, resprostrenyonnykh preimushchestvenno vo Frantsii i Anglii [Royal touch: sacred monarchy and scrofula in England and France]. Ed by A. Ya. Gurevich. Moscow, Yazyki russkoy kultury, 1998, 712. (In Russ.).
3. Василик, В. В., dcn. Tserkov i Imperiya v vizantiyskikh tserkovno-istoricheskikh pamyatnikakh [Church and Empire in Byzantine church and poetic monuments]. St. Petersburg, Aleteya, 2016, 640 p. (In Russ.).
4. Garreau A. Lyudovik Svyatoy i yego korolevstvo [Saint Louis and his kingdom]. St. Petersburg, Yevraziya, 2002, 256 p. (In Russ.).
5. St. Isaac the Syrian. Slova podvizhnicheskiye [The ascetical homilies]. Moscow, Sretensky Monastery, 2021, 848 p. (In Russ.).
6. Marin E. Monakhi Konstatinopolya III–IX vv. Zhizn za stenami svyatykh obiteley stolitsy Vizantii [Constantinople monasticism from the foundation of the city to the death of Patriarch Photius]. Moscow, Tsentrpoligraf, 2022, 415 p. (In Russ.).
7. Pravila Svyatykh pomestnyykh soborov s tolkovaniyami [Сanons of the Sacred Local councils with interpretations], in 3 vols. Moscow, Palomnik, Sibirskaya blagozvonnitsa, 2000. (In Russ.).
8. Rozanov V. V. Po tikhim obitelyam [Through quiet abodes]. Sochineniya [Works] in 2 vols., vol. 1. Ed. by Ye. V. Barabanov. Moscow, Pravda, 1990, 636 p. (In Russ.).
9. Sokolov I. I. Sostoyaniye monashestva v Vizantiyskoy tserkvi s serediny IX do nachala XIII veka (842–1204) [The state of monasticism in the Byzantine Church from the middle of the 9th to the beginning of the 13th century (842–1204)]. St. Petersburg, Oleg Abyshko publishing house, 2003, 464 p. (In Russ.).
10. Ekloga: Vizantiyskiy zakonodatelnyy svod VIII veka. Vizantiyskaya kniga Eparkha [Eclogue: Byzantine legislative code of the 8th century. Byzantine book of Eparch]. Ryazan, Aleksandriya, 2006, 591 p. (In Russ.).
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.