История и архитектура трехчастных храмов Западной Сибири (XVII – начало XXI вв.)

ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА ТРЕХЧАСТНЫХ ХРАМОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (XVII – НАЧАЛО XXI ВВ.) PDF

Священник Антон Александрович Алексеев, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия

DOI: 10.56859/29490847_2024_3_116

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА; ХРАМОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО; СИБИРСКОЕ БАРОККО; ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (ЗАХАРИИ И ЕЛИСАВЕТЫ) В ТОБОЛЬСКЕ; ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В КЕМЕРОВЕ

АННОТАЦИЯ: 

Статья посвящена вопросу изучения архитектуры храмов Русской Православной Церкви в Западной Сибири начала XVII века на примере храма Воскресения Христова (Захарии и Елисаветы) в Тобольске, относящегося к «сибирскому барокко», в сравнении с архитектурой храмов современного периода на примере храма Святой Троицы в Кемерове. Прослежено развитие, распространение и трансформация архитектурных форм храмов в Западной Сибири на протяжении пяти столетий. Показано особое многообразие архитектурных форм и стилей сибирских храмов, сохранивших устойчивую связь с древними традициями и в то же время подвергавшихся воздействию новых стилей. Рассмотрена история и архитектура трехчастного храма XVII века в честь святых Захарии и Елисаветы в Тобольске. На основе архивных материалов и исторической литературы описаны стилистические особенности постройки. Подробно изучена архитектура внешнего убранства храма. Рассмотрена история и архитектура современного храма Святой Троицы в Кемерове. Обозначены сходства и отличия храмов, сделан вывод о преемственности в их архитектурных формах и стиле. Предложены новые интерпретации форм исторических памятников сибирского зодчества и рассмотрено их влияние на последующее строительство храмов в Кемеровской области – Кузбассе. По результатам проведенного исследования сделан вывод о том, что архитектура подобных храмов развивается в сторону упрощения интерьера и внешнего убранства. При традиционной трехчастной конструкции в современном храмовом строительстве наблюдается смешение стилей и архитектурных форм, что негативно влияет на внешний образ храмовой конструкции и ведет к архитектурной деградации.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. А. Г., прот. Историческое описание церквей Тобольска / прот. А. Г. – Текст : непосредственный // Тобольские епархиальные ведомости. – 1903. – № 5. – С. 119–122.

2. Гуменюк, А. Н. Стилистические признаки «сибирского барокко» в архитектуре г. Тары в конце XIX века. (К вопросу изучения памятников культуры малых исторических городов) / А. Н. Гуменюк. – Текст : непосредственный // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ. – 2009. – № 4. – С. 91−96.

3. Государственный архив в Тобольске (далее – ГУТОГАТ.) – Ф. 156. – Оп. 1. – Д. 829.

4. ГУТОГАТ. – Ф. 156. – Оп. 2. – Д. 2361.

5. ГУТОГАТ. – Ф. 412. – Оп. 1. – Д. 259.

6. ГУТОГАТ. – Ф. 814. – Оп. 1. – Д. 3430.

7. Кондакова, Г. Долгая дорога к храму / Г. Кондакова. – Текст : непосредственный // Тобольская правда. – 1996. – 16 октября.

8. Проскурякова, Т. С. Особенности сибирского барокко / Т. С. Проскурякова. – Текст : непосредственный // Архитектурное наследство. – 1979. – Вып. 27. – С. 147−160.

9. Тобольская епархия: Описание церквей и монастырей Тобольской епархии : в 2 ч. – Ч. 2. – Омск : Типография А. К. Ремезова, 1892. – Текст : непосредственный.

10. Церковь Захария и Елизаветы (Воскресенский храм). – Текст : электронный // Тобольск на Руси : [сайт]. –  URL: https://vtobolsk.blogspot.com/2017/06/blog-post_67.html?m=1 (дата обращения: 08.08.2024).


THE HISTORY AND ARCHITECTURE OF THREE-PART CHURCHES OF WESTERN SIBERIA (17TH – EARLY 21ST CENTURIES PDF

Priest Anton Aleksandrovich Alekseyev, Kemerovo State University, Kemerovo, Russian Federation

DOI: 10.56859/29490847_2024_3_116

KEYWORDS: TEMPLE ARCHITECTURE; TEMPLE CONSTRUCTION; SIBERIAN BAROQUE; CHURCH OF THE RESURRECTION OF CHRIST (ZECHARIAH AND ELIZABETH) IN TOBOLSK; CHURCH OF THE HOLY TRINITY IN KEMEROVO

ABSTRACT:

The article is devoted to the issue of studying the architecture of churches of the Russian Orthodox Church in Western Siberia at the beginning of the 17th century using the example of the Church of the Resurrection of Christ (Zechariah and Elizabeth) in Tobolsk, which belongs to the “Siberian Baroque”, in comparison with the architecture of churches of the modern period using the example of the Church of the Holy Trinity in Kemerovo. The development, spread and transformation of architectural forms of churches in Western Siberia over five centuries is traced. The special diversity of architectural forms and styles of Siberian churches is shown, which have retained a stable connection with ancient traditions and at the same time have been influenced by new styles. The history and architecture of the three-part church of the 17th century in honor of Saints Zachariah and Elizabeth in Tobolsk are considered. Based on archival materials and historical literature, the stylistic features of the building are described. Based on archival materials and historical literature, the stylistic features of the building are described. The history and architecture of the modern Church of the Holy Trinity in Kemerovo are considered. The similarities and differences of the temples are indicated, and a conclusion is drawn about the continuity in their architectural forms and style. New interpretations of the forms of historical monuments of Siberian architecture are proposed and their influence on the subsequent construction of churches in the Kemerovo Oblast – Kuzbass is considered. Based on the results of the study, a conclusion is drawn that the architecture of such temples is developing towards simplification of the interior and exterior decoration. With the traditional three-part design in modern temple construction, a mixture of styles and architectural forms is observed, which negatively affects the external image of the temple structure and leads to architectural degradation.

REFERENCES:

1. A. G., prot. Istoricheskoye opisaniye tserkvey Tobolska [The historical description of the churches of Tobolsk]. Tobolskiye yeparkhialnyye vedomosti [Tobolsk diocesan lists], 1903, no. 5, pp. 119–122.(In Russ.).

2. Gumenyuk A. N. Stilisticheskiye priznaki “sibirskogo barokko” v arkhitekture goroda Tary v kontse XIX veka. (K voprosu izucheniya pamyatnikov kultury malykh istoricheskikh gorodov) [The stylistic features of “Siberian baroque” in the architecture of Tara at the end of the 19th century. (On the issue of studying cultural monuments of historical towns)].  Dekorativnoye iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGHPA [Decorative Art and environment. Gerald of the MGHPA], 2009, no. 4, pp. 91−96. (In Russ.).

3. Gosudarstvennyy arkhiv v Tobolske (daleye GUTOGAT) [The state archive in Tobolsk (GUTOGAT)], coll. 156, aids 1, fol. 829. (In Russ.).

4. GUTOGAT [The state archive in Tobolsk], coll. 156, aids 2, fol. 2361. (In Russ.).

5. GUTOGAT [The state archive in Tobolsk], coll. 412, aids 1, fol. 259. (In Russ.).

6. GUTOGAT [The state archive in Tobolsk], coll. 814, aids. 1, fol. 3430. (In Russ.).

7. Kondakova G. Dolgaya doroga k khramu [The long way to the church]. Tobolskaya Pravda [Tobolsk Pravda], 1996, October 16. (In Russ.).

8. Proskuryakova T. S. Osobennosti sibirskogo barokko [The features of Siberian Baroque]. Arkhitekturnoye nasledstvo [The architectural heritage], 1979, is. 27, pp. 147−160. (In Russ.).

9. Tobolskaya yeparkhiya: Opisaniye tserkvey i monastyrey Tobolskoy yeparkhii [The diocese of Tobolsk: Description of churches and monasteries of the diocese of Tobolsk], in 2 pts., pt. 2. Omsk, A. K. Remezov’s typography, 1892. Омск : Типография А. К. Ремезова, 1892. (In Russ.).

10. Tserkov Zakhariya i Elizavety (Voskresenskiy khram) [The Church of Zechariah and Elizabeth (Church of the Resurrection of Christ)]. (In Russ.). Available at: https://vtobolsk.blogspot. com/2017/06/blog-post_67.html?m=1 (accessed 08.08.2024).

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.