Учение о логосах творения в контексте аскетического богословия преподобного Максима Исповедника
УЧЕНИЕ О ЛОГОСАХ ТВОРЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ АСКЕТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА PDF
Олеся Владимировна Татаринова, Кузбасская православная духовная семинария, Новокузнецк, Россия
DOI: 10.56859/29490847_2024_3_25
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЛОГОС, ТРОПОС, СОЗЕРЦАНИЕ, ОБОЖЕНИЕ, АСКЕТИКА, ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
АННОТАЦИЯ:
В статье рассмотрено понятие «логосы творения» в богословии преподобного Максима Исповедника. Описано понимание Бога не только как причины, но и как цели существования и движения тварного существа. Обозначено место человека в динамической космологии преподобного Максима. Рассмотрено учение о человеке как «микрокосмосе», объединяющем телесный и умный миры. Определена специфика понимания логосов творения как Божественного замысла о каждой твари и о мире в целом. Выявлено противопоставление понятий «логос природы» и «тропос существования». Обозначена иерархия логосов, определяющих бытие каждой конкретной вещи. Выявлено понимание преподобным Максимом Исповедником соотношения Божественного замысла и свободной воли человека. Рассмотрено учение о логосах как объектах познания в аскетической практике. Охарактеризована трехэтапная структура аскетического делания, которую преподобный Максим Исповедник перенимает у Евагрия Понтийского: философия (делание), естественное созерцание и мистическое богословие; в данной схеме познание логосов более всего относится ко второму этапу духовного восхождения – естественному созерцанию. Выявлено соответствие трем этапам аскетического делания трех познавательных способностей человека: чувства, разума и ума. Рассмотрено различное значение в постижении логосов творения чувственного познания и ума, обозначена недопустимость исследование логосов творения без благочестивой цели стремления к Богу. Описано понимание обожения как реализации возможностей, заложенных в логосе природы, в процессе существования разумной твари. Определено значение логосов творения для человека как в рациональном познании мира, так и в достижении Боговидения.
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беневич, Г. И. Максим Исповедник / Г. И. Беневич, А. Р. Фокин, иером. Федор (Юлаев) [и др.]. – Текст : непосредственный // Православная энциклопедия : в 75 т. Т. 43. – Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2016. – С. 52–103.
2. Беневич, Г. И. Мистическое богословие и экзегеза Преображения у прп. Максима Исповедника / Г. И. Беневич, Д. А. Черноглазов. – Текст : непосредственный // Библия и христианская древность. – 2019. – Т. 2. – № 2. – С. 145–176.
3. Брэдшоу, Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира / Д. Брэдшоу ; ответственный редактор А. Р. Фокин. – Москва : Языки славянских культур, 2012. – 384 с. – ISBN 978-5-9551-0526-0. – Текст : непосредственный.
4. Епифанович, С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие / С. Л. Епифанович. – Москва : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011. – 144 с. – ISBN 978-5-903102-58-7. – Текст : непосредственный.
5. Кузенков, П. В. Логос – мир – человек. Космология святого Максима Исповедника / П. В. Кузенков. – Москва : Издательство Сретенского монастыря, 2020. – 152 с. – ISBN 978-5-7533-1586-1. – Текст : непосредственный.
6. Лурье, В. М. История Византийской философии. Формативный период / В. М. Лурье. – Санкт-Петербург : Axiôma, 2006. – xx+553 с. – ISBN 5-90141-013-0. – Текст : непосредственный.
7. Максим Исповедник, прп. Мистагогия / прп. Максим Исповедник. – Текст : непосредственный // Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты / перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии. А. И. Сидорова. – Москва : Мартис, 1993. – С. 154–184.
8. Петров, В. В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. / В. В. Петров ; Российская академия наук, институт философии. – Москва : ИФ РАН, 2007. – 199 с. – ISBN 978-5-9540-0074-0. – Текст : непосредственный.
9. Фокин, А. Р. Концепции «единения», «растворения» и «обожения» в мистике св. Максима Исповедника / А. Р. Фокин. – Текст : непосредственный // Философия религии: аналитические исследования. – 2017. – Т. 1. – № 1. – С. 31–45.
10. Фокин, А. Р. Трансформация Аристотелевских категорий в теологии и космологии Максима Исповедника / А. Р. Фокин. – Текст : непосредственный // Философский журнал. – 2017. – Т. 10. – № 2. – С. 38–61.
THE DOCTRINE OF THE LOGOS OF THE CREATION IN THE CONTEXT OF THE ASCETIC THEOLOGY OF ST. MAXIMUS THE CONFESSOR PDF
Olesya Vladimirovna Tatarinova, Kuzbass Orthodox Theological Seminary, Novokuznetsk, Russian Federation
DOI: 10.56859/29490847_2024_3_25
KEYWORDS: LOGOS, TROPOS, CONTEMPLATION, DEIFICATION, ASCETICISM, ST. MAXIMUS THE CONFESSOR
ABSTRACT:
The article examines the concept of “the logos of creation” in the theology of St. Maximus the Confessor. The understanding of God not only as the cause, but also as the purpose of the existence and movement of a created being is described. The place of man in the dynamic cosmology of St. Maxim is indicated. The doctrine of man as a “microcosm” uniting the physical and intellectual worlds is considered. The specifics of understanding the logos of creation as a Divine plan for each creature and for the world as a whole are determined. The opposition of the concepts of “the logos of nature” and “the tropos of existence” is revealed. The hierarchy of logos defining the existence of each specific thing is indicated. The understanding of the relationship between the Divine plan and the free will of man by St. Maximus the Confessor is revealed. The doctrine of logos as objects of cognition in ascetic practice is considered. The three-stage structure of ascetic work, which St. Maximus the Confessor adopted from Evagrius Ponticus, is characterized: philosophy (doing), natural contemplation and mystical theology; in this scheme, the cognition of logos most of all refers to the second stage of spiritual ascent which is natural contemplation. The correspondence of three stages of ascetic activity to three cognitive abilities of a person: feeling, reason and mind is revealed. The different meanings of sensory cognition and mind in comprehending the logos of creation are considered, and the inadmissibility of exploring the logos of creation without the pious goal of striving for God is indicated. The understanding of deification as the realization of the possibilities inherent in the logos of nature in the process of the existence of an intelligent creature is described. The significance of the logos of creation for man is determined both in the rational knowledge of the world and in the achievement of the vision of God.
REFERENCES:
1. Benevich G. I. Maksim Ispovednik [Maximus the Confessor]. Pravoslavnaya entsiklopediya [The Orthodox Encyclopedia], in 75 vols., vol. 43. Moscow, the Church and Scientific center “The Orthodox Encyclopedia”, 2016, pp. 52–103. (In Russ.).
2. Benevich G. I., Chernoglazov D. A. Misticheskoye bogosloviye i ekzegeza Preobrazheniya u prepodobnogo Maksima Ispovednika [Mystical theology and exegesis of the Transfiguration by St. Maximus the Confessor]. Bibliya i khristianskaya drevnost [Bible and Christian Antiquity], 2019, vol. 2, no. 2, pp. 145–176. (In Russ.).
3. Bradshaw D. Aristotel na Vostoke i na Zapade: Metafizika i razdeleniye khristianskogo mira [Aristotle East and West: Metaphysics and the division of Christendom]. Ed. By A. R. Fokin. Moscow, Yazyki slavyanskikh kultur, 2012. 384 p. (In Russ.).
4. Epifanovich S. L. Prepodobnyy Maksim Ispovednik i vizantiyskoye bogosloviye [St. Maximus the Confessor and Byzantine theology]. Moskow, Trinity Lavra of St. Sergius, 2011, 144 p. (In Russ.).
5. Kuzenkov P. V. Logos – mir – chelovek. Kosmologiya svyatogo Maksima Ispovednika [Logos –World – Man. Cosmology of St. Maximus the Confessor]. Moscow, Sretensky Monastery publishing house, 2020, 152 p. (In Russ.).
6. Lourié V. M. Istoriya Vizantiyskoy filosofii Formativnyy period [The History of the Byzantine Philosophy. The Formative Period]. St. Petersburg, Axiôma, 2006, 573 p. (In Russ.).
7. St. Maximus the Confessor. Mistagogiya [Mystagogy]. Tvoreniya [Works], bk. 1, Asketicheskiye i bogoslovskiye traktaty [Ascetic and theological treatises]. Moscow, Martis, 1993, pp. 154–184.(In Russ.).
8. Petrov V. V. Maksim Ispovednik: ontologiya i metod v vizantiyskoy filosofii VII veka [Maximus the Confessor: ontology and method in Byzantine philosophy of the 7th century]. Moscow, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, 2007, 199 p. (In Russ.).
9. Fokin A. R. Kontseptsii “yedineniya”, “rastvoreniya” i obozheniya v mistike svyatogo Maksima Ispovednika [Concepts of “union”, “absorbtion” and “deification” in the mysticism of St. Maximus the Confessor]. Filosofiya religii: analiticheskiye issledovaniya [Philosophy of Religion: Analytic Researches], 2017, vol. 1, no. 1, pp. 31–45. (In Russ.).
10. Fokin A. R. Transformatsiya Aristotelevskikh kategoriy v teologii i kosmologii Maksima Ispovednika [Transformation of Aristotelian categories in the theology and cosmology of Maximus the Confessor]. Filosofskiy zhurnal [The Philosophy Journal], 2017, vol. 10, no. 2, pp. 38–61. (In Russ.).
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.