Святоотеческое учение о сложной Ипостаси Господа Иисуса Христа в сопоставлении с христологическими воззрениями В. Н. Лосского
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СЛОЖНОЙ ИПОСТАСИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА В СОПОСТАВЛЕНИИ С ХРИСТОЛОГИЧЕСКИМИ ВОЗЗРЕНИЯМИ В. Н. ЛОССКОГО PDF
Илья Алексеевич Мясников, Кузбасская православная духовная семинария, Новокузнецк, Россия
Владислав Олегович Калуга, Кузбасская православная духовная семинария, Новокузнецк, Россия
DOI: 10.56859//29490847_2024_3_16
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СЛОЖНАЯ ИПОСТАСЬ, ЛИЧНОСТЬ, ИПОСТАСНОЕ ЕДИНСТВО, ПЕРСОНАЛИЗМ
АННОТАЦИЯ:
В статье проведено сравнение патристического учения о сложной Ипостаси Господа Иисуса Христа и христологических воззрений православного богослова В. Н. Лосского. В статье дается обобщенное представление святоотеческого учения о сложной Ипостаси Господа Иисуса Христа, неслитно, неразлучно, неизменно, нераздельно познаваемой в двух природах. Для концептуализации данного учения святые отцы и учители Церкви использовали категории и понятия античной философии, в особенности Аристотеля, критически переосмысляя их. Понятия «лицо», «ипостась», «индивид» использовались ими в качестве взаимозаменяемых. Этими понятиями обозначалось конкретное, определенное, единичное сущее. В статье рассматривается также концепция лично-сти, созданная В. Н. Лосским. Показана специфика применения В. Н. Лосским данной концепции в антропологии, триадологии и христологии. «Личность» В. Н. Лосский отожествлял с понятиями, применяемыми в патристическом богословии: «лицо», «ипостась» – но вкладывал в них иное в сравнении с патристическим видением содержание. В. Н. Лосский строго разводил категории «личность», «личностное» и «индивид», «индивидуальное», представляя первое как божествен-ный дар, а второе как следствие грехопадения и несовершенства. Исходя из своей концепции «личности», В. Н. Лосский не использовал понятия патристической христологии – «ипостасное единство», «сложная ипостась». Ипостась Христа, по В. Н. Лосскому, является только Божественной сверхприродной реальностью, не сводящейся к природам и неописуемая в их категориях, но обладающая ими. В статье обозначены существенные отличия в понимании Ипостаси Господа Иисуса Христа В. Н. Лосским и святыми отцами.
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Говорун, К., архим. Понятие «ипостась» в восточном христианском богословии / архим. К. Говорун // Православная энциклопедия : в 75 т. Т. 26. – Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. – С. 180–183.
2. Григорий Палама. свт. Беседы (омилии) : в 3 ч. Ч. 3 / свт. Григорий Палама ; перевод с греческого архим. Амвросия (Погодина). – Москва : Паломник, 1993. – 259 с. – Текст : непосредственный.
3. Давыденков, О., прот. Христологическая система умеренного монофизитства и её место в истории византийской богословской мысли : диссертация … доктора теологии : 26.00.01 /Давыденков Олег Викторович; ПСТГУ. – Москва, 2018. – 525 с. – Текст : непосредственный.
4. Иоанн Дамаскин, прп. Полное собрание творений. Т. 1 / прп. Иоанн Дамаскин. – Санкт-Петербург : Императорская Санкт-Петербургская духовная академия, 1913. – 442 с. – Текст : непосредственный.
5. Иоанн Дамаскин, прп. Творения. Источник знания / прп. Иоанн Дамаскин ; перевод с греческого Д. Е. Афиногенова. – Москва : Индрик, 2002. – 414 с. – ISBN 5-85759-186-4. –Текст : непосредственный.
6. Лосский, В. Н. Богословское понимание человеческой личности / В. Н. Лосский. – Текст : электронный // Православный портал «Азбука веры» : [сайт]. – URL: https://azbyka.ru/bogoslovskoe-ponyatie-chelovecheskoj-lichnosti (дата обращения: 10.04.2024).
7. Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие /В. Н. Лосский ; перевод с французского монахини Магдалины (В. А. Рещиковой) ; 2-е издание, исправленное и переработанное. – Сергиев Посад : Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. – 586 с.
8. Лосский, В. Н. Боговидение / В. Н. Лосский ; перевод с французского В. А. Рещиковой ; составление и вступительная статья А. С. Филоненко. – Москва : ACT, 2006. – 759 с. – ISBN 5-17-018452-2. – Текст : непосредственный.
9. Лосский, В. Н. Богословие и боговидение / В. Н. Лосский ; под общей редакцией Владимира Пислякова. – Москва : Издательство Свято-Владимирского Братства, 2000. – 628, [3] c. – ISBN 5-900249-27-2. – Текст : непосредственный.
10. Шахбазян, К. Г. Зракъ раба прiимъ... К вопросу oб искажениях ортодоксального понимания Боговоплощения в католической и православной богословской мысли конца XIX – начала XXI в. / К. Г. Шахбазян, В. В. Крымов, М. А. Шахбазян. – Краснодар : Традиция, 2020. 368 с. – ISBN 978-5-91883-350-6. – Текст : непосредственный.
THE PATRISTIC TEACHING ON THE COMPLEX HYPOSTASIS OF THE LORD JESUS CHRIST IN COMPARISON WITH THE CHRISTOLOGICAL VIEWS OF V. N. LOSSKY PDF
Ilya Alekseyevich Myasnikov, Kuzbass Orthodox Theological Seminary, Novokuznetsk, Russian Federation
Vladislav Olegovich Kaluga, Kuzbass Orthodox Theological Seminary, Novokuznetsk, Russian Federation
DOI: 10.56859//29490847_2024_3_16
KEYWORDS: COMPLEX HYPOSTASIS, PERSONALITY, HYPOSTATIC UNITY, PERSONALISM
ABSTRACT:
The article compares the patristic teaching on the complex Hypostasis of the Lord Jesus Christ and the Christological views of the Orthodox theologian V. N. Lossky. The article provides a generalized idea of the patristic teaching on the complex Hypostasis of the Lord Jesus Christ, unconfusedly, unchangeably, indivisibly, inseparably acknowledged in two natures. To conceptualize this teaching, the Fathers and Teachers of the Church used the categories and concepts of ancient philosophy, especially Aristotle, critically rethinking them. The concepts of “person”, “hypostasis”, “individual” were used by them as interchangeable. These concepts denoted a concrete, definite, singular being. The article also examines the concept of personality created by V. N. Lossky. The specifics of V. N. Lossky’s application of this concept in anthropology, triadology and Christology are shown. V. N. Lossky identified “Personality” with the concepts used in patristic theology: “person”, “hypostasis” – but he put into them a different content in comparison with the patristic vision. V. N. Lossky strictly differentiated the categories of “personality”, “personal” and “individual”, “individual”, presenting the first as a divine gift, and the second as a consequence of the Fall and imperfection. Based on his concept of “personality”, V. N. Lossky did not use the concepts of patristic Christology – “hypostasis unity”, “complex hypostasis”. The Hypostasis of Christ, according to V. N. Lossky, is only a Divine supernatural reality, not reducible to natures and indescribable in their categories, but possessing them. The article outlines the significant differences in the understanding of the Hypostasis of the Lord Jesus Christ by V. N. Lossky and the Holy Fathers.
REFERENCES:
1. Govorun K., archim. Ponyatiye “ipostas” v vostochnom khristianskom bogoslovii [The concept of “hypostasis” in Eastern Christian theology]. Pravoslavnaya entsiklopediya [The Orthodox Encyclopedia], in 75 vols., vol. 26. Moscow, the Church and Scientific center “The Orthodox Encyclopedia”, 2011, pp. 180–183. (In Russ.).
2. St. Gregory Palamas. Besedy (omilii) [Conversations (homilies)], in 3 pts., pt. 3. Moscow, Palomnik, 1993, 259 p. (In Russ.)
3. Davydenkov O., prot. Khristologicheskaya sistema umerennogo monofizitstva i eyo mesto v istorii vizantiyskoy bogoslovskoy mysli [The Christological system of moderate monophysitism and its place in the history of Byzantine theological thought]. Diss. PhD in theology. Moscow, 2018, 525 p. (In Russ.).
4. St. John of Damascus. Polnoye sobraniye tvoreniy [The complete works], vol. 1. St. Petersburg, Imperial St. Petersburg Theological Academy, 1913, 442 p. (In Russ.).
5. St. John of Damascuc. Tvoreniya. Istochnik znaniya [Works. The source of knowledge]. Moscow, Indrik, 2002, 414 p. (In Russ.).
6. Lossky V. N. Bogoslovskoye ponimaniye chelovecheskoy lichnosti [Theological understanding of human personality]. (In Russ.). Available at: https://azbyka.ru/bogoslovskoe-ponyatie-chelovecheskoj-lichnosti (accessed 10.04.2024).
7. Lossky V. N. Ocherk misticheskogo bogosloviya Vostochnoy Tserkvi. Dogmaticheskoye bogosloviye [The outline of the mystical theology of the Eastern Church. Dogmatic theology]. Sergiyev Posad, Trinity Lavra of St. Sergius publishing house, 2012, 586 p. (In Russ.).
8. Lossky V. N. Bogovideniye [The vision of God]. Ed. by A. S. Filonenko. Moscow, AST, 2006, 759 p. (In Russ.).
9. Lossky V. N. Bogosloviye i bogovideniye [Theology and the vision of God]. Ed. by Vladimir Pislyakov. Moscow, St. Vladimir Brotherhood publishing house, 2000, 631 p. (In Russ.).
10. Shakhbazyan K. G., Krymov V. V., Shakhbazyan. Zrak raba priim… K voprosu ob iskazheniyakh ortodoksalnogo ponomaniya Bogovoploshcheniya v katolicheskoy i pravoslavnoy bogoslovskoy mysli kontsa XIX – nachala XXI veka [Taking the form of a bondservant… On the issue of distortions of the Orthodox understanding of the incarnation of God in Catholic and Orthodox theological thought of the late 19th – early 21st century]. Krasnodar, Traditsiya, 2020, 368 p. (In Russ.).
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.