Античная и ранняя христианская традиция о посмертной жизни и воскресении мертвых. Значение эллинистической полемики для современной бого

АНТИЧНАЯ И РАННЯЯ ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ О ПОСМЕРТНОЙ ЖИЗНИ И ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ. ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ПОЛЕМИКИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ БОГОСЛОВСКО-АПОЛОГЕТИЧЕСКОЙ ДИСКУССИИ PDF

Андрей (Чудинов), иеромонах, «Кузбасская православная духовная семинария Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Семенец С. А., «Кузбасская православная духовная семинария Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АНТИЧНАЯ (ЯЗЫЧЕСКАЯ) И РАННЕХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ, АПОЛОГЕТИКА, СЕКТАНТСТВО И НОВЫЕ ЕРЕТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ, ТРАНСГУМАНИЗМ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА, ЭЛЛИНИЗМ, ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ И ВОСКРЕСЕНИИ, ПЛАТОНИЗМ, АНТИЧНОЕ УЧЕНИЕ О ДУШЕ, АНТИЧНОЕ УЧЕНИЕ О ТЕЛЕ

АННОТАЦИЯ:

Данное исследование посвящено изучению одного из наиболее полемичных вопросов в современной практической апологетической (миссионерской, катехизаторской, образовательной) работе Православной Церкви. Авторы данного апологетического исследования уделили принципиальное внимание сравнительному анализу научных античных (языческих) и ранних христианских представлений о душе и теле, что позволило им прояснить общность и разность этих антропологических категорий, развивавшихся в рамках учения о человеке и его посмертной участи и быстро распространявшихся эллинистической духовной среде. Так, авторы статьи убедительно и достаточно аргументированно показали следующее. Несмотря на отдельные точки соприкосновения между христианством и философией эллинизма, говорить сегодня о прямых заимствованиях античной антропологии и сотериологии может лишь крайне поверхностный современный участник научно-богословской дискуссии о загробной жизни и воскресении, столь ярко разворачивающейся в Интернет-пространстве. Серьезное, последовательное и грамотное погружение авторов данного исследования в богословскую проблематику неизбежно обнаруживает принципиальные грани различного наполнения одних и те же понятий и концептов, умело подтверждая ключевые тезисы богатым материалом из цитируемых источников представителей ведущих философских школ и христианской богословской традиции.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Библейская текстология: Исследовательский проект Санкт-Петербургского государственного университета. URL: http://hebrew-studies.philosophy.spbu.ru (дата обращения: 16.04.2019).

Воскресение мертвых // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru (дата обращения: 19.05.2019). 

Григорий Богослов, свт. Творения. В 2 т. Том 1: Слова / прил. свящ. Н. Виноградова. Догматическое учение святителя Григория Богослова. М., 2010. 

Григорий Нисский, свт. Избранные творения / Сост. иерей Александр Гумеров. 2-е изд. М., 2010. 

Григорий Нисский, свт. Об устроении человека // Азбука.ru. URL: https://azbyka.ru (дата обращения: 27.05.2019). 

Игнатьев В.А. Противоречия в толковании библейских представлений о душе и бессмертии // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2008. № 12. 

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Ростов-н/Д., 1992. 

Ириней Лионский, свт. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / Пер. прот. П. Преображенского, Н.И. Сагарды. СПб., 2008. 

Кирилл (Зинковский), иером. Великие отцы Церкви о материи и теле человека. СПб., 2014. 

Кураев А., протод. Куда идет душа. Раннее христианство и переселение душ. М., 2001. 

Максимов Г., диак. Пятый Вселенский Собор и осуждение оригенизма // Православие.ru. URL: http://www.pravoslavie.ru (дата обращения: 29.04.2019). 

Опарин А.А. И камни возопиют // Библия и наука. URL: http://nauka.bible.com.ua/kamni/index.html (дата обращения: 17.02.2019). 

Пургин С.П. Душа в платонизме и христианстве, или о чем говорит одно трудное место у Платона («Федр», 246b6-c7) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3: Общественные науки. 2015. № 3 (143). 

Яблоков И. Основы религиоведения // Библиотека Гумер. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Jablok/_14.php (дата обращения: 29.04.2019).


ANTIQUE AND EARLY CHRISTIAN TRADITION OF POSTHUMOUS LIFE AND RESURRECTION OF THE DEAD. THE SIGNIFICANCE OF HELLENISTIC POLEMICS FOR MODERN THEOLOGICAL AND APOLOGETIC DISCUSSION PDF

Andrey (Chudinov), hieromonk, Kuzbass orthodox theological seminary of the Kemerovo Diocese of the Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate)
Semenets S. A., Kuzbass orthodox theological seminary of the Kemerovo Diocese of the Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate)

KEYWORDS: ANCIENT (PAGAN) AND THE EARLY ANTHROPOLOGICAL TRADITION, APOLOGETICS, SECTARIANISM AND NEW HERETICAL TEACHINGS, TRANSHUMANISM, THE INFORMATION FIELD OF THE INTERNET, HELLENISM, THE CHRISTIAN DOCTRINE OF THE AFTERLIFE AND RESURRECTION, PLATONISM, ANCIENT DOCTRINE OF THE SOUL, AN ANCIENT TEACHING ABOUT THE BODY

ABSTRACT:

This article is devoted to the study of one of the most controversial issues in the modern practical apologetic (missionary, catechetical, educational) work of the Orthodox Church. The authors of this apologetic study paid special attention to the comparative analysis of scientific ancient (pagan) and early Christian ideas about the soul and body. It allowed them to clarify the common character and difference of these anthropological categories, which were developed within the framework of the doctrine of man and his posthumous fate and quickly spread in the Hellenistic spiritual environment. So, the authors showed clearly and quite convincingly that despite some points of contact between Christianity and Hellenistic philosophy, today only a superficial modern member of scientific-theological discussion, which is so vividly unfolding in the online space, can speak about the direct borrowing of ancient anthropology and soteriology , about the afterlife and the resurrection . Serious, consistent and competent immersion of the authors of the study into this theological problem reveals inevitably the fundamental facets of different content of the same notions and concepts, skillfully confirming the key theses of rich material quoted from the sources of representatives of the leading philosophical schools and Christian theological tradition.

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.