Церковь в социальном медиапространстве

ЦЕРКОВЬ В СОЦИАЛЬНОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ PDF

Священник Дмитрий Игоревич Востриков, Кузбасская православная духовная семинария, Новокузнецк, Россия

DOI: 10.56859/29490847_2024_1_78

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕДИАПРОСТРАНСТВО, СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, ЦЕРКОВЬ ОНЛАЙН, ЦИФРОВАЯ РЕЛИГИЯ, МИССИЯ, СЛУЖЕНИЕ

АННОТАЦИЯ:

С момента появления человека на земле одним из основных способов его взаимодействия с окружающим миром было общение. Бог наделил человека словом и дал разум, чтобы использовать дар слова во благо. На протяжении всей человеческой истории, чтобы в совершенстве овладеть искусством общения, осваивались различные науки и искусства: риторика, ораторское мастерство, стилистика, гомилетика. В связи с технологическим развитием современного общества, интенсивной цифровизацией и становлением информационных ресурсов человечество встретилось с новым способом общения - глобальной телекоммуникационной сетью Интернет. С появлением виртуальных взаимоотношений между людьми христианство встретилось с проблемным вопросом участия Церкви в коммуникации между людьми, находящимися по разные стороны электронных устройств. В попытке дать ответ на этот вызов современности в статье рассмотрены базовые принципы присутствия Церкви в социальных сетях - фундаментальном виртуальном пространстве, где реализуется основная масса межличностных и общественных коммуникативных взаимодействий. Обозначена специфика социальных медиаресурсов в цифровом поле, а также рассмотрены уровни взаимодействия с аудиторией (подписчиками) в киберпространстве. Актуализируя необходимость развития церковного служения в социальных медиаресурсах, в статье предложена вариативная часть по выбору существующих соцсетей для реализации христианского свидетельства, а также даны рекомендации по стилю и подаче контента в цифровых медиасферах. Правильно настроенные инструменты, грамотное использование технологических ресурсов и знание специфики социальных медиаплатформ выводят христианское свидетельство на новый уровень - в виртуальный цифровой мир.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баринова, О. И. Влияние визуального контента в социальных сетях на восприятие информации / О. И. Баринова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 7 (402). – С. 261–263.

2. В.  Р.  Легойда: Мы стараемся добиться того, чтобы голос Церкви присутствовал в медиапространстве адекватно. – Текст : электронный // Официальный сайт Московского Патриархата : [сайт]. – 2012. – 1 июня. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2259373.html (дата обращения: 16.01.2024).

3. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 12 апреля 2013 года. – Текст : электронный // Официальный сайт Московского Патриархата :[сайт].  – 2013.  – 12 апр.  – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2904574.html (дата обращения: 14.01.2024).

4. Жуковская, Е. Е. Церковь и медиа: учебник по организации работы епархиальной пресс‑службы/профильного подразделения епархиального управления, отвечающего за взаимоотношения со  средствами массовой коммуникации, в  том числе журналистами и  блогерами /Е. Е. Жуковская. – Москва : Просветитель, 2021. – 256 с. – ISBN 978‑5‑6045682‑1‑7. – Текст : непосредственный.

5. Журнал № 64 заседания Священного Синода от 16 июня 2005 года. – Текст : электронный //Официальный сайт Московского Патриархата : [сайт]. – 2005. – 16 июля. – URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/28832.html (дата обращения: 10.01.2024).

6. Миссиология : учебное пособие. – 2‑е изд., испр. и доп. – Москва : Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. – 400 с. – Текст : непосредственный.

7. Полевой, Н. А. «Цифровой поворот» – новая волна в серфинге исторической информатики по технологическому прогрессу / Н. А. Полевой. – Текст : непосредственный // Историческая информатика. – 2019. – № 3. – С. 99–107.

8. Приход в медиамире. Пособие по информационному освещению деятельности православных приходских общин и организации информационной работы в приходах / под редакцией Е. Е. Жуковской. – 2‑е изд., испр. и доп. – Москва : Просветитель : Интернет‑портал «Приходы», 2019. – 136 с. – ISBN 978‑5‑9904177‑4‑8. – Текст : непосредственный.

9. Религия в  цифровом обществе / под редакцией А.  Бодрова и  М.  Толстолуженко.  –Москва : Издательство ББИ, 2024.  – viii + 248 с.  – (Современное богословие).  – ISBN 978‑5‑89647‑430‑2. – Текст : непосредственный.

10. Филарет, митр. Московский и  Коломенский, свт. Пространный христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви / свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский. – Москва : Сибирская благозвонница, 2013. – 158 с. – ISBN 978‑5‑91362‑621‑9. – Текст : непосредственный.

11. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях / Д. Халилов. – 5‑е изд. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 228 с. – ISBN 978‑5‑91657‑759‑4. – Текст : непосредственный.


CHURCH IN SOCIAL MEDIA SPACE PDF

Priest Dmitriy Igorevich Vostrikov, Kuzbass Orthodox Theological Seminary

DOI: 10.56859/29490847_2024_1_78

KEYWORDS: MEDIA, SOCIAL NETWORKS, CHURCH ONLINE, DIGITAL RELIGION, MISSION, MINISTRY

ABSTRACT:

Communication has been one of the main ways of his interaction with the outside world since the appearance of man on earth. God endowed man with a word and gave him the mind to use the gift of the word for good. Various sciences and arts such as rhetoric, public speaking, stylistics, homiletics were studied in order to perfectly master the art of communication throughout human history. Because of the technological development of modern society, intensive digitalization and the formation of information resources, humanity has encountered a new way of communication which is the global telecommunications network Internet. After the advent of virtual relationships between people, Christianity was faced with the problematic issue of the participation of the Church in communication between people located on opposite sides of electronic devices. In an attempt to answer this challenge of our time, the article examines the basic principles of the presence of the Church in social networks which are the fundamental virtual space where the bulk of interpersonal and public communicative interactions are realized. The specificity of social media resources in the digital field is indicated, and the levels of interaction with the audience (subscribers) in cyberspace are also considered. Actualizing the need to develop church ministry in social media resources, the article proposes a variable part for the selection of existing social networks for the implementation of Christian witness, as well as recommendations on the style and presentation of content in digital media spheres. Properly configured tools, competent use of technological resources and knowledge of the specifics of social media platforms take Christian witness to a new level – into the virtual digital world.

REFERENCES:

1. Barinova O. I. Vliyaniye vizualnogo kontenta v sotsialnykh setyakh na vospriyatiye informatsii [The influence of visual content in social networks on the perception of information]. Molodoy uchyonyy [Young scientist]. 2022, no. 7 (402), pp. 261–263. (In Russ).

2. V.  R.  Legoyda: My starayemsya dobitsya togo, chtoby golos Tserkvi prisutstvoval v mediaprostranstve adekvatno [V. R. Legoyda: We are trying to ensure that the voice of the Church is adequately present in the media space]. (In Russ.). Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/2259373.html (accessed 16.01.2024).

3. Vystupleniye Svyateyshego Patriarkha Kirilla na zasedanii Vysshego Tserkovnogo Soveta 12 aprelya 2013 goda [The speech by His Holiness Patriarch Kirill at the meeting of the Supreme Church Council on April 12, 2013]. (In Russ.). Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/2904574.html (accessed 14.01.2024).

4. Zhukovskaya E. E. Tserkov i media [Church and media]. Moscow, Prosvetitel, 2021, 256 p. (In Russ).

5. Zhurnal no. 64 zasedaniya Svyashchennogo Sinoda ot 16 iyunya 2005 goda [Journal no. 64 of the meeting of the Holy Synod on June 16, 2005] (In Russ.). Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/28832.html (Access date 01/10/2024). (In Russ).

6. Missiologiya [Missiology]. Moscow, Missionary Department of the Russian Orthodox Church, 2010, 400 p. (In Russ).

7. Polevoy N. A. “Tsifrovoy povorot” – Novaya volna v syorfinge istoricheskoy informatiki po tekhnologicheskomu progressu [“Digital turn” is the new wave of historical information sciense’s surfing in technological progress]. Istoricheskaya informatika [Historical Information Science], 2019, no, 3, pp. 99–107. (In Russ).

8. Prikhod v mediamire [Parish in media space]. Ed. by Ye. Ye. Zhukovskaya. Moscow, Enlightener, Internet portal “Parishes”, 2019, 136 p. (In Russ).

9. Religiya v tsifrovom obshchestve [Religion in the digital society]. Ed. by Aleksey Bodrov and Mikhail Tolstoluzhenko. Moscow, BBI Publishing House, 2024, 256 p. (In Russ).

10. St. Philaret, Metropolitan of Moscow and Kolomna. Prostrannyy khristianskiy Katekhizis Pravoslavnoy Kafolicheskoy Vostochnoy Tserkvi [The Longer Catechism of the Orthodox, Catholic, Eastern Church]. Moscow, Sibirskaya blagozvonnitsa, 2013, 158 p. (In Russ).

11. Khalilov D. Marketing v sotsialnykh setyakh [Marketing in social networks]. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber, 2018, 228 p. (In Russ).

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.