Богословское свидетельствование В.Н. Лосского в период 1930-х годов
БОГОСЛОВСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ В. Н. ЛОССКОГО В ПЕРИОД 1930-Х ГОДОВ PDF
Сергей Александрович Колесников, Белгородская православная духовная семинария, Белгородский юридический институт МВД России
DOI: 10.56859/29490847_2024_1_18
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ, В. Н. ЛОССКИЙ, БРАТСТВО СВЯТОГО ФОТИЯ, СТАНОВЛЕНИЕ БОГОСЛОВСКОЙ СИСТЕМЫ, СОФИОЛОГИЯ
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматриваются 1930-е годы как ключевой период становления богословской системы известного православного богослова В. Н. Лосского. В качестве значимого основания формирования православной богословской системы Лосского обозначается становление семейного мира. В предыстории богословского пути даются подробности его жизни в университете Сорбонны, в частности, знакомство и венчание с его супругой - Магдалиной Исааковной Шапиро. Не менее значительным фактором создания богословской системы выступало для Лосского личное общение с видными представителями Русской Православной Церкви, например, с митрополитом Евлогием (Георгиевским). Расширение богословских взглядов В. Н. Лосского происходило на фоне контактов с французской духовной культурой, а также теологией и привело его к призыву обратиться к православному святоотеческому опыту. Подчеркивается сверхнациональное значение православного христианства, его способность к преображению и воцерковлению любого уклада человеческой жизни и ее ценностей. Одной из важнейших составляющих жизни В. Н. Лосского в 1930-е годы становится осознанное принятие богословского призвания. Оно дает ему понимание ответственности за сохранение духовно-интеллектуального наследия среди бездуховности и варварства. Значимость вхождения его в профессиональное богословие была обоснована тем культурно-историческим потенциалом, который обретает богословие в межвоенный период. Он возглавил богословское исследование софиологических взглядов протоиерея Сергия Булгакова по просьбе Московской Патриархии. Итогом напряженной работы явился его первый профессиональный богословский труд «Спор о Софии» (1936). В заключении статьи отмечаются ключевые моменты, определившие богословскую систему Лосского в 1930-е годы.
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. За рубежом: Белград‑Париж‑Оксфорд: Хроника семьи Зерновых, 1921–1972 / Под редакцией Н. М. и М. В. Зерновых. – Париж : YMCA‑PRESS, 1973. – 561 с. – Текст : непосредственный.
2. Клеман, О. Истоки / О. Клеман. – Москва : Путь, 1994. – 384 с. – ISBN 5‑87078‑008‑X. – Текст : непосредственный.
3. Кострюков, А. А. О некоторых причинах неудачи православия западного обряда /А. А. Кострюков. – Текст : непосредственный // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. – 2016. – Вып. 2 (69). – С. 80–98.
4. Ларше, Ж.‑К. О некоторых проблемах, связанных с характеристикой наследия Владимира Лосского / Ж.‑К. Ларше. – Текст : непосредственный // Вопросы теологии. – 2019. – Т. 1. –№ 2. – С. 199–220.
5. Лонерган, Б. Метод в теологии / Б. Лонерган. – Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. – 400 с. – (Bibliotheca Ignatiana: богословие, духовность, наука). –ISBN 978‑5‑94242‑058‑1. – Текст : непосредственный.
6. Лосский, В. Разъяснение Братства св. Фотия по поводу суждения Московской Патриархии о богословии протоиерея С. Н. Булгакова. 14/27 октября 1935 г. / В. Лосский. Париж, 1935.
7. Лосский, В. Н. Встреча с русским народом / В. Н. Лосский. – Текст : непосредственный //Минувшее: Исторический альманах. – Т. 12. Москва ; Санкт‑Петербург : Atheneum : Феникс, 1993. – 520 с. – ISBN 5‑85042‑013‑4.
8. Лосский, Н. О. Воспоминания. Жизнь и философский путь / Н. О. Лосский. Мюнхен, Wilhelm Fink Verlag, 1968. – 334 с. – Текст : непосредственный.
9. Нора, П. Проблематика мест памяти / П. Нора. – Текст : непосредственный. // Франция‑ память. – Санкт‑Петербург : Изд‑во Санкт‑Петербургского университета, 1999. – 328 с. –(Новая петербургская библиотека: Коллекция «Память века»). – ISBN 5‑288‑02318‑2.
10. Осоргин, М. Воспоминания о приобретении Сергиевского Подворья / М. Осоргин. – Текст : электронный // Русский архипелаг : [сайт]. – URL: http://www.archipelag.ru/ru_mir/rus‑subject/puti/sv‑sergievo/osorgin‑vospom/ (дата обращения: 01.02.2024).
11. Свасьян, К. А. Становление европейской науки / К. А. Свасьян. – Москва : evidentis, 2002. –436 с. – ISBN 5‑94610‑009‑2. – Текст : непосредственный.
12. Уильямс, Р. Богословие В. Н. Лосского: изложение и критика / Р. Уильямас. – Киев: ДУХ I ΛΙΤΕΡΑ, 2009. – 336 с. – ISBN: 978‑966‑378‑120‑4. – Текст : непосредственный.
13. Указ Московской Патриархии № 1651 от 7.09.1935. К вопросу о так называемом «единоличном мнении» митрополита Сергия. – Текст : непосредственный // Символ. – 1998. – № 39. – С. 161–163.
14. Эйкалович, Г., игум. Дело прот. Сергия Булгакова (историческая канва спора о Софии) / игум. Г. Эйкалович. – Сан‑Франциско: Глобус, 1980. – 45 с. – Текст : непосредственный.
THE THEOLOGICAL TESTIMONY OF V. N. LOSSKY IN THE PERIOD OF THE 1930S PDF
Sergey Aleksandrovich Kolesnikov, Belgorod Orthodox Theological Seminary, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
DOI: 10.56859/29490847_2024_1_18
KEYWORDS: ORTHODOX THEOLOGY, V. N. LOSSKY, BROTHERHOOD OF ST. PHOTIUS, FORMATION OF THE THEOLOGICAL SYSTEM, SOPHIOLOGY
ABSTRACT:
The article considers the 1930s as a key period of the formation of the theological system of the famous Orthodox theologian V. N. Lossky. The formation of the family world is denoted as the significant basis of the formation of of Lossky's Orthodox theological system. In the background of his theological path, details of his life at the Sorbonne University are given, in particular his acquaintance and wedding with his wife, Magdalena Isaakovna Shapiro. Personal communication with prominent representatives of the Russian Orthodox Church, for example, with Metropolitan Evlogy (Georgievsky), was an equally important factor in the creation of the theological system for Lossky. The expansion of V. N. Lossky's theological views ocurred on the basis of contacts with French spiritual culture, as well as Theology, and led him to a call to turn to the Orthodox patristic experience. The supranational significance of Orthodox Christianity, its ability to transform and ecclesiasize any way of human life and its values are emphasized. One of the most important components of V. N. Lossky's life in the 1930s was the conscious acceptance of a theological vocation. It gives him an understanding of the responsibility for preserving the spiritual and intellectual heritage among lack of spirituality and barbarism. The significance of his entry into professional Theology was justified by the cultural and historical potential that Theology acquired in the interwar period. He led a theological study of the sophiological views of Archpriest Sergius Bulgakov at the request of the Moscow Patriarchate. The result of his hard work was his first professional theological work, “The Dispute about Sophia” (1936). In the conclusion of the article the key points that defined Lossky's theological system in the 1930s are identified.
REFERENCES:
1. Za rubezhom: Khronika semyi Zernovykh [Abroad: Chronicle of the Zernov family]. Paris, YMCA‑ PRESS, 1973, 561 p. (In Russ.).
2. Clément O. Istoki [The sources]. Moscow, Put, 1994, 384 p. (In Russ.).
3. Kostryukov A. A. O nekotorykh prichinakh neudachi pravoslaviya zapadnogo obryada [About some reasons of failure of Orthodoxy of the Western Rite]. Vestnik PSTGU II: Istoriya. Istoriya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [St. Tikhon’s University Review. Series II: History. Russian Church History], 2016, is. 2 (69), pp. 80–98. (In Russ.).
4. Larchet J.‑C. O nekotorykh problemakh, svyazannykh s kharakteristikoy naslediya Vladimira Losskogo [On Some Problems Related to the Characterization of Vladimir Lossky’s Heritage]. Voprosy teologii [Issues of Theology], 2019, vol. 1, no. 2, pp. 199–220. (In Russ.).
5. Lonergan B. Metod v teologii [Method in Theology]. Moscow, Institute of Philosophy, Theology and History of St. Thomas, 2010, 400 p. (In Russ.).
6. Lossky V. Razyasneniye Bratstva svyatogo Fotiya po povodu suzhdeniya Moskovskoy patriarkhii o bogoslovii protoiyereya S. N. Bulgakova [The explanation of the Brotherhood of St. Photius regarding the judgment of the Moscow Patriarchate on the theology of Archpriest S. N. Bulgakov]. Paris, 1935. (In Russ.).
7. Lossky V. N. Vstrecha s russkim narodom [The meeting with the Russian people]. Minuvsheye: Istoricheskiy almanakh [The Past: Historical Almanac], vol. 12. Moscow, St. Petersburg, Atheneum, Feniks, 1993, 520 p. (In Russ.).
8. Lossky N. O. Vospominaniya. Zhizn i filosofskiy put [Memories. The life and the philosophical path]. Munich, 1968, 334 p. (In Russ).
9. Nora P. Problematika mest pamyati [The issues of places of memory]. Frantsiya‑pamyat [France‑ memory]. St. Petersburg, Publishing House of St. Petersburg University, 1999, 328 p. (In Russ.).
10. Osorgin M. Vospominaniya o priobretenii Sergiyevskogo podvorya [Memories of the acquisition of the Sergievsky Compound]. (In Russ). Available at: http://www.archipelag.ru/ru_mir/rus‑subject/puti/sv‑sergievo/osorgin‑vospom/ (accessed 01.02.2024).
11. Svasyan K. A. Stanovleniye yevropeyskoy nauki [The formation of European science]. Moscow, Evidentis, 2002, 448 p. (In Russ.).
12. Williams R. Bogosloviye V. N. Losskogo: izlozheniye i kritika [The theology of Vladimir Nikolaievich Lossky: An exposition and critique]. Kyiv, ДУХ I ΛΙΤΕΡΑ, 2009, 336 p. (In Russ.).
13. Ukaz Moskovskoy Patriarkhii No. 1651 ot 7.09.1935. K voprosu o tak nazyvayemom “yedinolichnom mnenii” mitropolita Sergiya [Decree of the Moscow Patriarchate No. 1651 of September 7, 1935. On the issue of the so‑called “individual opinion” of Metropolitan Sergius]. Simvol [Symbol], no. 39, 1998, pp. 161–163. (In Russ.).
14. Eykalovich G., Hegum. Delo protoiyereya Sergiya Bulgakova (istoricheskaya kanva spora o Sofii) [Case of Archpriest Sergius Bulgakov (Historical Outline of the Dispute About Sophia)]. San Francisco, Globus Publishers, 1980, 45 p. (In Russ.).
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.