К проблеме богооставленности Господа Иисуса Христа на Кресте

К ПРОБЛЕМЕ БОГООСТАВЛЕННОСТИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА НА КРЕСТЕ PDF

Андрей Николаевич ГуровОбщецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Москва, Россия

DOI: 10.56859/29490847_2024_1_48

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИИСУС ХРИСТОС, КЕНОЗИС, СТРАДАНИЕ, БОГООСТАВЛЕННОСТЬ, САМОУМАЛЕНИЕ, СВЯТЫЕ ОТЦЫ, КРЕСТ

АННОТАЦИЯ:

В настоящей статье предпринимается попытка исследования темы страданий и богооставленности Иисуса Христа на Кресте. Как известно из учения святых отцов, страдало только человечество Христа, Божество же пребывало неизменным. Христос - истинный Бог и истинный Человек. Если бы Христос не пострадал и не испытал реальные страдания и мучения, то не осуществилось бы спасение человечества. Каждый христианин в какой-то степени призван пережить то, что пережил Христос, и таким образом получить спасение своей души. Автор для более глубокого понимания значимости этого момента в христианском богословии обращается к толкованиям святых отцов и богословов, как более ранним, так и более поздним. Также в статье рассматриваются как теологические, так и лингвистические аспекты данного вопроса. Отмечается, что в божественном плане спасения человечества прохождение через смерть человеческой природы Христа было необходимым. Подчеркивается тесная связь между событиями на Кресте и грехопадением. Проводится экзегетический, а также лингвистический анализ кульминационной фразы, сказанной Спасителем во время Крестных страданий: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Делается акцент на мнении профессора А. П. Лопухина, что богооставленность для человеческой природы Христа была выражением Его субъективного чувства. В заключении статьи автор делает вывод, что, несмотря на попытки богословов понять тайну страданий Христа на Кресте, занимающую центральное место в христианской сотериологии, она остается непостижимой.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Библейские комментарии отцов Церкви и  других авторов I–VIII  веков : в  28 т. Новый Завет. Т. 1б : Евангелие от Матфея 14–28 / под редакцией Манлио Симонэтти ; русское издание под редакцией Ю. Н. Варзонина. – Тверь : Герменевтика, 2001. – 432 с. – ISBN 978‑5‑901494‑07‑3. – Текст : непосредственный.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Москва : United Bible Societies, 1991. – 1372 с. – Текст : непосредственный.

3. Захария (Захару), архим. Христос как Путь нашей жизни. Введение в богословие старца Софрония (Сахарова) / архим. Захария (Захару).  – 2‑е изд.  – Москва : Свято‑Иоанно‑ Предтеченский монастырь : Лепта‑Пресс : Православный Свято‑Тихоновский Богословский институт, 2002. – 400 с. – ISBN 5‑98194004‑2. – Текст : непосредственный.

4. Иннокентий (Херсонский), свт. Сочинения : в VI т. T. VI / свт. Иннокентий Херсонский. – 2‑е изд. – Санкт‑Петербург : Изд. И. Л. Тузов, 1908. – 707 с. – Текст : непосредственный.

5. Иоанн Дамаскин, прп. Канон в Неделю Святой Пасхи / прп. Иоанн Дамаскин. Москва : Сибирская благозвонница, 2022. – 44 с. – ISBN 978‑5‑00127‑294‑6. – Текст : непосредственный.

6. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание сочинений : в 12 т. Т. 2 / свт. Иоанн Златоуст. – Москва : Эксмо, 2017. – 918 с. – ISBN 978‑5‑699‑98752‑8. – Текст : непосредственный.

7. Иустин (Попович), прп. Собрание творений : в 5 т. Т. 5 / прп. Иустин (Попович). – Москва : Паломник, 2014. – 576 с. – ISBN 978‑5‑88060‑229‑2. – Текст : непосредственный.

8. Клеман, О.‑М. Отблески света. Православное богословие красоты / О.‑М. Клеман. Москва : Библейско‑богословский институт св. апостола Андрея, 2004. – 100 с. – (Современное богословие). – ISBN 5‑89647402‑5. – Текст : непосредственный.

9. Лопухин, А.  П.  Толковая Библия, или комментарии на  все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. Т. 6 / А. П. Лопухин. – Москва: Даръ, 2009. – 1232 с. – ISBN 978‑5‑485‑002695. – Текст : непосредственный.

10. Мефодий (Зинковский), иером. Христианское чтение / иером. Мефодий (Зинковский), иером. Варнава (Снытко), Л. П. Павлова. – Текст : непосредственный // Научный журнал Санкт‑ Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви. – 2020. – Вып. № 4. –272 с.

11. Никон (Рождественский), архиеп. Святое Евангелие с толкованием святых отцов / архиеп. Никон (Рождественский). – Москва : Синтагма, 2010. – 639 с. – ISBN 978‑5‑7877‑0053‑4. – Текст : непосредственный.

12. Рафаил (Нойка), иером. Живи мя по словеси Твоему. Духовные беседы / иером. Рафаил (Нойка). Сергиев Посад : Свято‑Троицкая Сергиева Лавра, 2014. – 240 с. – ISBN 978‑5‑00009‑059‑6. –Текст : непосредственный.

13. Софроний (Сахаров), иером. Старец Силуан / иером. Софроний (Сахаров). – Париж, 1952. –204 с. – Текст : непосредственный.

14. Толкования Священного Писания. Толкования на  Мф. 27:46.  – Текст : электронный // Толкования Священного писания : [сайт]. – URL: http://bible.optina.ru/new:mf:27:46 (дата обращения: 12.02.2024).

15. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Святое Евангелие / блж. Феофилакт Болгарский. –Москва : Летопись, 2018. – 744 с. – ISBN 978‑5‑9905‑0411‑0. – Текст : непосредственный.


ON THE ISSUE OF GODFORSAKENNESS OF THE LORD JESUS CHRIST ON THE CROSS PDF

Andrey Nikolayevich Gurov, Ss Cyril and Methodius Institute of Post-Graduate Studies

DOI: 10.56859/29490847_2024_1_48

KEYWORDS: JESUS CHRIST, KENOSIS, SUFFERING, ABANDONMENT BY GOD, SELF-EMPTYING, HOLY FATHERS, CROSS

ABSTRACT:

The articLe attempts to expLore the theme of suffering and the abandonment of Christ at the moment of crucifixion on the Cross. As is known from the teachings of the hoLy fathers, only the humanity of Christ suffered, but the deity arrived unchanged. Christ is the true God and the true Man. If Christ had not suffered and experienced real suffering and torment, the salvation of mankind wouLd not have been reaLized. Every Christian is catted to some extent to experience what Christ experienced and thus receive the saLvation of his souL. For a deeper understanding of the significance of this moment in Christian TheoLogy, the author turns to the interpretations of the holy fathers and theologians, both earlier and Later. The article aLso examines both the theoLogicaL and Linguistic aspects of this issue. It is noted that in the divine pLan for the saLvation of mankind, the passage of the human nature of Christ through death was necessary. The cLose connection between the events on the Cross and the FaLL is emphasized. An exegeticaL and Linguistic anaLysis of the cuLminating phrase spoken by the Savior during the Passion of the Cross: “My God, My God! Why have you forsaken me?” (Matthew 27:46), is carried out. Emphasis is pLaced on the opinion of Professor A. P. Lopukhin that the Godforsakenness was for the human nature of Christ an expression of His subjective feeLing. In concLusion of the articLe, the author considers that, despite the attempts of theoLogians to understand the mystery of the suffering of Christ on the Cross, which occupies a centraL pLace in Christian soteriology, it remains incomprehensible.

REFERENCES:

1. Bibleyskiye kommentarii ottsov Tserkvi i drugikh avtorov I–VIII vekov [Biblical commentaries of the Church Fathers and other authors of the 1st – 8th centuries], in 28 vol., New Testament, vol. 1b, Gospel of Matthew 14–28. Ed. by Manlio Simonetti, Yu. N. Varzonin. Tver: Germenevtika, 2001, 432 p. (In Russ.).

2. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta [The Bible. Books of the Holy Scriptures of the Old and New Testaments]. Мoscow, United Bible Societies, 1991, 1372 p. (In Russ.).

3. Zakhariya (Zakharu), Archim. Khristos kak Put nashey Zhizni. Vvedeniye v bogosloviye startsa Sofroniya (Sakharova) [Christ as the Path of our life. The introduction to the theology of Elder Sophrony (Sakharov)]. Moscow, Ivanovsky Convent, Lepta‑Press, Orthodox St. Tikhon’s Theological Institute, 2002, 400 с. (In Russ.).

4. St. Innocent of Kherson. Sochineniya [The works] in 6 volumes, vol. 6. St. Petersburg, publisher I. L. Tuzov, 1908, 707 p. (In Russ.).

5. Ven. John of Damascus. Kanon v Nedelyu Svyatoy Paskhi [Canon for Easter Day]. Moscow, Sibirskaya blagozvonnitsa, 2022, 44 p. (In Russ.).

6. St. John Chrysostom. Polnoye sobraniye sochineniy [The complete works], in 12 vol., vol. 2. Moscow, Eksmo, 2017, 918 p. (In Russ.).

7. Ven. Justin Popović. Sobraniye tvoreniy [The collected works], in 5 vol., vol. 5. Moscow, Palomnik, 2014, 576 с. (In Russ.).

8. Clément O. M. Otbleski sveta. Pravoslavnoye bogosloviye krasoty [Reflections of Light. Orthodox Theology of Beauty]. Moscow, Biblical Theological Institute of St. Andrew the Apostle, 2004, 100 p. (In Russ.).

9. Lopukhin A. P. Tolkovaya Bibliya, ili kommentarii nav se knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta [The Explanatory Bible, or Commentary on All Books of the Holy Scriptures of the Old and New Testaments], in 7 vol., vol. 6. Moscow, Dar, 2009, 1232 p. (In Russ.).

10. Methodius (Zinkovskiy), Hmk, Barnabas (Snytko), Hmk, Pavlova L. P. Khristianskoye chteniye. Nauchnyy zhurnal Sankt‑Peterburgskoy Dukhovnoy Akademii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [Christian Reading. The scientific journal of St. Petersburg Theological Academy], 2020, is. no. 4, 272 p. (In Russ.).

11. Nikon (Rozhdestvensky), Abp. Svyatoye Yevangeliye s tolkovaniyem svyatykh ottsov [The Holy Gospel with interpretation of the Holy Fathers]. Moscow, Sintagma, 2010, 639 p. (In Russ.).

12. Raphail (Noyka), Hmk. Zhivi mya po slovesi Tvoyemu. Dukhovnyye besedy [Preserve my life, Lord, according to your word. Spiritual talks]. Sergiyev Posad, Trinity Lavra of St. Sergius, 2014, 240 p. (In Russ.).

13. Sophrony (Sakharov), Hmok. Starets Siluan [Elder Silouan]. Paris, 1952, 204 p. (In Russ.).

14. Tolkovaniya Svyashchennogo Pisaniya. Tolkovaniya na Mf. 27:46 [Interpretations of the Holy Scriptures. Interpretations of Matthew. 27:46]. (In Russ.). Available at: http://bible.optina.ru/new:mf:27:46 (accessed 12.02.2024).

15. St. Theophylact of Ohrid. Tolkovaniye na Svyatoye Yevangeliye [Interpretation of the Holy Gospel]. Moscow, Letopis, 2018, 744 p. (In Russ.).

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.