К вопросу о формализации практики экзорцизма в русской и латинской традициях

К ВОПРОСУ О ФОРМАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ ЭКЗОРЦИЗМА В РУССКОЙ И ЛАТИНСКОЙ ТРАДИЦИЯХ PDF

Антон Игоревич ЕлисеевСретенская духовная академия, Москва, Россия

DOI: 10.56859/29490847_2024_1_124

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: БЕСНОВАНИЕ, ЗАКЛИНАТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ, КЛИКУШИ, ОТЧИТКА, ПОРЧА, ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, ЭКЗОРЦИЗМ

АННОТАЦИЯ:

В статье исследуется такая форма отклика духовного мира на человеческие деяния, как одержимость, представляющая собой субъект-объектное взаимодействие, в котором человек выступает объектом, на который направлено действие злого духа. Вскрывается общая проблематика формализации исторически сложившихся в православной и католической религиозных традициях практик исцеления страждущих от одержимости нечистыми духами. Рассматривается католическая практики экзорцизма в аспекте ее психотерапевтического воздействия. Закрепление чина экзорцизма в католической литургической практике способствовало его распространению, востребованность экзорцизма стала стремительно расти, что приобретало на латинском Западе свойство психической эпидемии, совершенно неизвестной православному Востоку и Руси. Отмечается, что в православной традиции установилось настороженное отношение к формализации экзорцистских практик, поддерживаемое не только высшей церковной иерархией, но и широкими массами верующих. Описываются основные условия и приводятся доводы в пользу существовавшего в отечественной церковной практике разграничения явлений бесоодержимости и так называемого кликушества, а также признания последнего проявлением той или иной формы психического расстройства. Свойственная католической традиции строгая формализация религиозной практики экзорцизма, которая не может быть использована православными священнослужителями в связи с глубоким расхождением с восточнохристианской традицией, противопоставляется более характерной для опыта экзорцизма на Руси житийной традиции внеобрядового исцеления страждущих бесовской одержимостью. Указывается, что современная церковная практика экзорцизма претерпевает очевидные внешние изменения, обусловленные воздействием на священнослужителей и паству массовой культуры, что свойственно экзорцизму как у католиков, так и у православных.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гримсолтанова, Р.  Э.  Одержимость как предмет психологического исследования /Р. Э. Гримсолтанова. – Текст : непосредственный // Российский психологический журнал. –2013. – № 3. – Т. 10. – С. 55–62.

2. Гримсолтанова, Р. Э. Религиозная одержимость как предмет психологического анализа /Р. Э. Гримсолтанова. – Текст : непосредственный // Российский психологический журнал. –2012. – № 9. – Т. 4. – С. 62–69.

3. Гримсолтанова, Р. Э. Страх одержимости на постконфликтной территории: миф или религия / Р. Э. Гримсолтанова, З. О. Батыгов. – Текст : непосредственный // Северо‑Кавказский психологический вестник. – 2015. – № 13/1. – С. 16–22.

4. Косых, Е. С. Экзорцизм в христианстве: pro et contra / Е. С. Косых. – Текст : непосредственный // Исторические, философские, политические и  юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 10 (84). – Ч. 2. – C. 72–74.

5. Мельникова, Е. А. Отчитывание бесноватых: практики и дискурсы / Е. А. Мельникова. – Текст : непосредственный // Антропологический форум. – 2006. – № 4. – С. 220–263.

6. Носачёв, П.  Г.  Феномен экзорцизма в  католицизме: религиоведческий анализ /П. Г. Носачёв. – Текст : непосредственный // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. – 2019. – Вып. 84. – С. 118–133.

7. Носачёв, П.  Г.  Экзорцизм и  современная религиозность (Рец. на: Giordan  G., Possamai A. Sociology of Exorcism in Late Modernity. Cham: Palgrave Macmillan, 2018. IX, 127 p.) / П. Г. Носачёв. – Текст : непосредственный // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. – 2018. – Вып. 79. – С. 154–161.

8. Орлова, Л. В. Вербально‑коммуникативные методы в практике христианского экзорцизма /Л. В. Орлова. – Текст : непосредственный // Вестник РГГУ. – Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». – 2014. – № 10. – С. 222–228.

9. Орлова, Л. В. О действии фасцинации в молитвах христианского экзорцизма / Л. В. Орлова. – Текст : непосредственный // Вестник РХГА. – 2015. – Т. 16. – Вып. 4. – С. 255–262.

10. Савескул, В. А. Смысловые аспекты чина отречения от сатаны и сочетания со Христом /В. А. Савескул. – Текст : непосредственный // Вестник Свято‑Филаретовского института. –2014. – № 12. – С. 127–147.


THE ISSUE OF EXORCISM FORMALIZATION PRACTICE IN RUSSIAN AND LATIN TRADITIONS PDF

Anton Igorevich Yeliseyev, Sretensky Theological Academy

DOI: 10.56859/29490847_2024_1_124

KEYWORDS: DEMONIC POSSESSION, INCANTATORY PRAYERS, CLAMOR, CHASTISEMENT, SPOILAGE, MENTAL DISORDERS, EXORCISM

ABSTRACT:

The article examines such a form of response of the spiritual world to human actions as possession, which is an interaction between subject and object, in which a person acts as an object towards which the action of an evil spirit is directed. The general problem of formalization of the practices of healing those suffering from possession by unclean spirits, historically established in the Orthodox and Catholic religious traditions, is revealed. The Catholic practice of exorcism is considered in the aspect of its psychotherapeutic impact. The consolidation of the rite of exorcism in Catholic liturgical practice contributed to its spread, the demand for exorcism began to grow rapidly, that acquired the properties of a mental epidemic in the Latin West, which was completely unknown to the Orthodox East and Rus. It is noted that in the Orthodox tradition a wary attitude towards the formalization of exorcist practices has been established, supported not only by the highest church hierarchy, but also by the broad masses of believers. The main conditions are described and arguments are given in favor of the distinction between the phenomena of demon possession and so‑called hysteria that existed in Russian church practice, as well as the recognition of the latter as a manifestation of one or another form of mental disorder. The strict formalization of the religious practice of exorcism, specific for the Catholic tradition, which cannot be used by Orthodox clergy due to the deep discrepancy with the Eastern Christian tradition, is contrasted with the hagiographic tradition of extra‑ritual healing of those suffering from demonic possession, which is more inherent for the experience of exorcism in Rus. It is indicated that the modern church practice of exorcism is undergoing obvious external changes due to the influence of mass culture on the clergy and the flock, which is specific for exorcism among both Catholics and Orthodox.

REFERENCES:

1. Grimsoltanova R. E. Oderzhimost kak predmet psikhologicheskogo issledovaniya [Obsession as the subject of psychological research]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal [Russian Psychological Journal], 2013, no.3, vol. 10, pp. 55–62. (In Russ.).

2. Grimsoltanova R. E. Religioznaya oderzhimost kak predmet psikhologicheskogo analiza [Religious obsession as the subject of psychological analysis]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal [Russian Psychological Journal], 2012, no. 9, vol, 4, pp. 62–69. (In Russ.).

3. Grimsoltanova R. E., Batygov Z. O. Strakh oderzhimosti na postkonfliktnoy territorii: mif ili religiya [Fear of obsession in post‑conflict territory: myth or religion]. Severo‑Kavkazskiy psikhologicheskiy vestnik [North Caucasian Psychological Bulletin], 2015, no. 13/1, pp. 16–22. (In Russ.).

4. Kosykh E. S. Ekzortsizm v khristianstve: pro et contra [Exorcism in Christianity: pro et contra]. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kulturologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice], 2017, no. 10 (84), part 2, pp. 72–74. (In Russ.).

5. Melnikova E. A. Otchityvaniye besnovatykh: praktiki i diskursy [Chastising the possessed: practices and discourses]. Antropologicheskiy forum [Forum for Anthropology and Culture]. 2006, no. 4, pp, 220–263. (In Russ.).

6. Nosachyov P. G. Fenomen ekzortsizma v katolitsizme: religiovedcheskiy analiz [The phenomenon of exorcism in Catholicism: a religious studies analysis]. Vestnik PSTGU. Seriya I: Bogosloviye. Filosofiya. Religiovedeniye [St. Tikhon’s University Review, series I: Theology. Philosophy. Religious Studies], 2019, is. 84, pp. 118–133. (In Russ.).

7. Nosachyov  P.  G.  Ekzortsizm i sovremennaya religioznost (retsenziya na: Giordan  G., Possamai A. Sociology of Exorcism in Late Modernity. Cham: Palgrave Macmillan, 2018. IX, 127 p.) [Exorcism and modern religiosity (Ref. on: Giordan G., Possamai A. Sociology of Exorcism in Late Modernity. Cham: Palgrave Macmillan, 2018. IX, 127 p.)]. Vestnik PSTGU. Seriya I: Bogosloviye. Filosofiya. Religiovedeniye [St. Tikhon’s University Review, series I: Theology. Philosophy. Religious Studies], 2018, is. 79, pp. 154–161. (In Russ.).

8. Orlova L. V. Verbalno‑kommunikativnyye metody v praktike khristianskogo ekzortsizma [Verbal and communicative methods in the practice of Christian exorcism]. Vestnik RGGU. Seriya “Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedeniye [RSUH/RGGU Bulletin. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies], 2014, no. 10, pp. 222–228. (In Russ.).

9. Orlova L. V. O deystvii fastsinatsii v molitvakh khristianskogo ekzortsizma [On the effect of fascination in the prayers of Christian exorcism]. Vestnik RKhGA [Review of the Russian Christian Academy for the humanities], 2015, vol. 16, is. 4, pp. 255–262. (In Russ.).

10. Saveskul V. A. Smyslovyye aspekty china otrecheniya ot satany i sochetaniya so Khristom [Semantic aspects of the order of renunciation of Satan and combination with Christ]. Vestnik Svyato‑Filaretovskogo instituta [The Quarterly Journal of St. Philaret’s Institute]. 2014. No.12. pp. 127–147. (In Russ.).

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.