Христианский поэтический опыт авторов Плеяды (1550–1587)
ХРИСТИАНСКИЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ОПЫТ АВТОРОВ ПЛЕЯДЫ (1550–1587) PDF
Ирина Валентиновна Томичева, Таврическая духовная семинария, Симферополь, Россия
Эллина Юрьевна Вечканова, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Россия
DOI: 10.56859/29490847_2024_4_62
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПОЭЗИЯ, ХРИСТИАНСКАЯ ПОЭТИКА, ПЛЕЯДА, ГУМАНИЗМ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ИДЕНТИЧНОСТЬ АВТОРА
АННОТАЦИЯ:
Движение Плеяды, возглавляемое Жоашеном дю Белле и Пьером де Ронсаром, стало символом эпохи гуманизма. Это течение воспевало идею духовного аристократизма, утверждая, что поэзия – это серьезный труд. Поэты переосмыслили поэзию древних греков и римлян, заимствуя из нее различные жанры: оды, трагедии, эпопеи и гимны. Ронсар, де Белле и другие поэты Плеяды формировали мир вокруг себя, создавая образцы высокой поэзии. Они прививали читателю благородные чувства и хороший вкус. В своем творчестве поэты Плеяды не проявили должного интереса к христианской тематике. Немногие написанные ими стихи с религиозным контекстом свидетельствуют об их неоднозначной позиции по отношению к теме христианства в поэзии. Большинство эстетических принципов, которых придерживались эти авторы, таких как мифологическое вдохновение или сакрализация искусства, являют собой несовместимость с этическими требованиями христианской поэзии. Однако религиозное вдохновение сыграло важную роль, как в лирическом опыте каждого поэта, так и в постепенном формировании правильной христианской поэтики, способной должным образом прославлять Творца. Христианские стихи авторов Плеяды, начиная с сонетов Olive и заканчивая Prières Жана-Антуана де Баифа, опубликованных в 1587 году, затрагивают основные проблемы второй половины XVI века. Они отражают особенности светской поэзии, характерные для периода между 1550 и 1558 годами. Поэты Плеяды в своих произведениях касаются политического кризиса, рожденного ре-лигиозными конфликтами, а также кризиса духовного, вызванного массовым убийством гугенотов католиками во Франции в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. Кроме того, тексты некоторых стихотворений имеют особенности, касающиеся богословия, манеры поэтического изложения и литературных жанров, способны прояснить эволюцию французской христианской лирики конца XVI века.
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Поэты французского Возрождения : антология / pедакция и вступительная статья В. М. Блюменфельда. – Ленинград : Гослитиздат, 1938. – 303 с. – Текст : непосредственный.
2. Bellay, J. OEuvres poétiques / J. Bellay. – Paris : Bordas, 1993. – 422 p. – Текст : непосредственный.
3. Brunel, P. Histoire de la littérature française du moyen âge au XVIIIe siècle / P. Brunel. – Paris : Bordas, 1993. – 745 p. – Текст : непосредственный.
4. Goyet, F. Le Sublime du lieu commun. L’invention rhétorique dans l’Antiquité et à la Renaissance / F. Goyet. – Paris : Champion, 1996. – 808 p. – Текст : непосредственный.
5. Goyet, F. Traités de poétique et de rhétorique de la Renaissance / F. Goyet. – Paris : Librairie générale française, 1990. – 510 p. – Текст : непосредственный.
6. Hopil, C. OEuvres chrestiennes de Claude Hopil parisien / C. Hopil. – Lyon : Thibaud Ancelin, 1604. – 38 p. – Текст : непосредственный.
7. Jodelle, É. Les OEuvres et meslanges poëtiques / É. Jodelle. – Genève : Slatkine, 2019. – 308 p. – Текст : непосредственный.
8. Chrestiennes. Paris : Hachette Livre Bnf, 2012. – 499 p. – Текст : непосредственный.
9. Malot, G. La muse chrestienne, ou recueil des poèsies Chrestiennes tirées dex principaux poètes françois / G. Malot. – Текст : электронный // Wellcome Collection : [сайт]. – URL : https://wellcomecollection.org/works/b6ucucmk (дата обращения: 11.11.2024).
10. Noirot, C. Les tyles imple en poésie chez Clément Marot et Joachim Du Bellay (1515–1560) / C. Noirot. – New Brunswick, 2005. – 920 p. – Текст : непосредственный.
11. Perron, E. Oraison funèbre sur la mort de Monsieur de Ronsard / E. Perron. – Genève : Droz, 1985. – 332 p. – Текст : непосредственный.
12. Poupo, P. Poésies Diverses Tirées de la Muse Chrestienne de Pierre Poupo (Classic Reprint) / P. Poupo. – London : Forgotten Books, 2018. – 220 p. – Текст : непосредственный.
13. Schmidt, A.-M. Poètes du XVIe siècle. Collection: Bibliothèque de la Pléiade / A.-M. Schmidt. – Paris : Gallimard, 1953. – 1097 p. – Текст : непосредственный.
14. Simonin, M. Dictionnaire des lettres françaises – Le XVIe siècle / M. Simonin. – Paris : Fayard, 2001. – 1217 p. – Текст : непосредственный.
15. Ronsard, P. Dernier vers – Sonnet 6 / P. Ronsard. – Текст : электронный // Œuvres de Ronsard :[сайт] – URL : https://oeuvresderonsard.wordpress.com/2014/05/24/dernier-vers-sonnet-6/ (дата обращения: 11.11.2024).
16. Ronsard, P. Dernier vers – Quoy mon ame, dors tu engourdie en ta masse / P. Ronsard. – Текст : электронный // Poésie française : [сайт] – URL : https://www.poesie-francaise.fr/pierre-de-ronsard/poeme-quoy-mon-ame-dors-tu-engourdie-en-ta-masse.php (дата обращения: 11.11.2024).
CHRISTIAN POETIC EXPERIENCE OF THE AUTHORS OF THE PLEIADES (1550–1587) PDF
Irina Valentinovna Tomicheva, Tauride Theological Seminary, Simferopol, Russia
Ellina Yuryevna Vechkanova, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia
DOI: 10.56859/29490847_2024_4_62
KEYWORDS: POETRY, CHRISTIAN POETICS, PLEIADES, HUMANISM, AESTHETIC PRINCIPLES, IDENTITY OF THE AUTOR
ABSTRACT:
The Pleiades movement, led by Joachin du Bellay and Pierre de Ronsard, became a symbol of the age of humanism. This period glorified the idea of spiritual aristocracy, claiming that poetry is not just entertainment, but serious work. Poets rethought the poetry of the ancient Greeks and Romans, borrowing various genres from it: odes, tragedies, epics and anthems. Ronsard, de Belle and other Pleiades poets formed the world around themselves, creating the examples of high poetry. They instilled noble feelings and good taste to the reader. The Pleiades poets do not show much interest in Christian issues in their work. The few poems they wrote with a religious context testify to their ambivalent stance towards the subject of Christianity in poetry. Most of the esthetic principles followed by these authors, such as mythological inspiration or sacralization of art, are not consistent with the moral requirements of Christian poetry. However, religious inspiration played an important role both in the lyrical experience of each poet and in the gradual formation of a proper Christian poetics capable of properly glorifying the Creator. The Christian poems of the Pleiades authors, from the Olive sonnets to Jean-Antoine de Baif’s Prières, published in 1587, address the main problems of the second half of the 16th century. They reflect the features of secular poetry characterized for the period between 1550 and 1558. The Pleiades poets in their works deal with the political crisis born by religious conflicts, as well as the spiritual crisis caused by the massacre of Huguenots by Catholics in France in the night of 24 August 1572, on the Eve of Saint Bartholomew’s Day. Moreover, the texts of some poems have peculiarities concerning theology, manner of poetic presentation and literary genres, capable to clarify the evolution of French Christian lyricism of the end of the 16th century.
REFERENCES:
1. Poety frantsuzskogo Vozrozhdeniya [Poets of the French Renaissance]. Ed. by V. M. Blyumenfeld. Leningrad, Goslitizdat, 1938, 303 p. (In Russ.).
2. Bellay J. Œuvres poétiques. Paris, Bordas, 1993, 422 p. (In Fr.).
3. Brunel P. Histoire de la littérature française du moyen âge au XVIIIe siècle. Paris, Bordas, 1993, 745 p. (In Fr.).
4. Goyet F. Le Sublime du lieu commun. L’invention rhétorique dans l’Antiquité et à la Renaissance. Paris, Champion, 1996, 808 p. (In Fr.).
5. Goyet F. Traités de poétique et de rhétorique de la Renaissance. Paris, Librairie générale française, 1990, 510 p. (In Fr.).
6. Hopil C. Œuvres chrestiennes de Claude Hopil parisien. Lyon, Thibaud Ancelin, 1604, 38 p. (In Fr.).
7. Jodelle É. Les Œuvres et meslanges poëtiques. Genève, Slatkine, 2019, 308 p. (In Fr.).
8. L’Uranie Ou Nouveau Recueil de Chansons Spirituelles Et Chrestiennes. Paris, Hachette Livre Bnf, 2012, 499 p. (In Fr.).
9. Malot G. La muse chrestienne, ou recueil des poèsies Chrestiennes tirées dex principaux poètes françois. (In Fr.). Available at: https://wellcomecollection.org/works/b6ucucmk (accessed 11.11.2024).
10. Noirot C. Les tyles imple en poésie chez Clément Marot et Joachim Du Bellay (1515–1560). New Brunswick, 2005, 920 p. (In Fr.).
11. Perron E. Oraison funèbre sur la mort de Monsieur de Ronsard. Genève, Droz, 1985, 332 p. (In Fr.).
12. Poupo P. Poésies Diverses Tirées de la Muse Chrestienne de Pierre Poupo (Classic Reprint). London, Forgotten Books, 2018, 220 p. (In Fr.).
13. Schmidt A.-M. Poètes du XVIe siècle. Collection: Bibliothèque de la Pléiade. Paris, Gallimard, 1953, 1097 p. (In Fr.).
14. Simonin M. Dictionnaire des lettres françaises – Le XVIe siècle. Paris, Fayard, 2001, 1217 p. (In Fr.).
15. Ronsard P. Dernier vers – Sonnet 6. (In Fr.). Available at: https://oeuvresderonsard.wordpress. com/2014/05/24/dernier-vers-sonnet-6/ (accessed 11.11.2024).
16. Ronsard P. Dernier vers – Quoy mon ame, dors tu engourdie en ta masse. (In Fr.). Available at : https://www.poesie-francaise.fr/pierre-de-ronsard/poeme-quoy-mon-ame-dors-tu-engourdie-en-ta-masse.php (accessed 11.11.2024).
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.