«Богословие жизни» схиархимандрита Софрония (Сахарова)

«БОГОСЛОВИЕ ЖИЗНИ» СХИАРХИМАНДРИТА СОФРОНИЯ (САХАРОВА) PDF

Митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх (Вадим Анатольевич Смирнов), Кузбасская православная духовная семинария, Новокузнецк, Россия
Протоиерей Владимир Николаевич Крицак, Кузбасская православная духовная семинария, Новокузнецк, Россия

DOI: 10.56859/29490847_2024_4_16

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОФРОНИЙ (САХАРОВ), ПЕРСОНАЛИЗМ, ИПОСТАСЬ, ЛИЧНОСТЬ, ДОГМАТ, СИЛУАН АФОНСКИЙ

АННОТАЦИЯ:

Схиархимандрит Софроний (Сергей Семенович Сахаров) в русском православии является представителем персоналистического богословия. Он проходил обучение в Православном богословском институте преподобного Сергия Радонежского в Париже у протоиерея Сергия Булгакова. Был близко знаком с В. Н. Лосским, имел опыт общения с Н. А. Бердяевым, дружил и переписывался с протоиереем Георгием Флоровским и архиепископом Василием (Кривошеиным). Не удовлетворившись научным богословием, отец Софроний предпринял паломничество на гору Афон, где принял монашество. Аскетический опыт сблизил его с преподобным Силуаном Афонским. Подвизался как агорит 22 года. За это время стал известным духовником на Святой Горе. После переезда во Францию, а затем в Англию старался донести свое богословие до простых верующих. Издал на разных языках мира труды преподобного Силуана Афонского. В молодости в Великую субботу получил опыт видения нетварного света. Опыт личных отношений положил в основу своей жизни и богословия. Так как был знаком с персоналистической терминологией, начал ее использовать уже для передачи своего личного опыта. Был первое время духовным чадом отца Сергия Булгакова, но его крайностей не разделял. Считал, что ядром Божественной онтологии следует считать не совечную трем ипостасям природу, а «Персональное Начало». На основе персоналистической терминологии объяснял триадологию. Уделял внимание православной экклезиологии. Был канонизирован как преподобный Софроний Афонский Константинопольской Патриархией. Его богословский опыт, являющийся в ряде аспектов уникальным и полезным, затрагивает разные сферы современной церковной жизни и богословия.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Василий (Кривошеин), архиеп. Переписка с Афоном. Письма и документы. К 150-летию основания русского посольского храма в Брюсселе, к 10-летию открытия Свято-Троицкого Патриаршего подворья в Брюсселе / архиеп. Василий (Кривошеин). – Москва : Свято-Екатерининский мужской монастырь ; Брюссель : Архив русской эмиграции, 2012. – 416 с. – ISBN 978-5-904685-08-9. – Текст : непосредственный.

2. Григорий Богослов, свт. Творения : в 2 т. Т. 1. Слова / свт. Григорий Богослов. – Москва : Сибирская благозвонница, 2007. – 895 с. – ISBN 978-5-91362-007-1. – Текст : непосредственный.

3. Николай (Сахаров), иеродиак. Основные вехи богословского становления архимандрита Софрония (Сахарова) // Церковь и время. – 2001. – № 3 [16]. – С. 229–270.

4. Софроний (Сахаров), схиархим. Преподобный Силуан Афонский / схиархим. Софроний (Сахаров). – 3-е изд. – Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011. – 528 с. –ISBN 978-5-903102-31-0. – Текст : непосредственный.

5. Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. – 3-е изд., исправленное. –Эссекс : Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь ; Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. – 400 с. – ISBN 978-1-87467-932-5. – Текст : непосредственный.

6. Софроний (Сахаров), архим. Рождение в царство непоколебимое / архим. Софроний (Сахаров). – Москва : Паломник ; Эссекс : Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 1999. – 224 с. –ISBN 1-874679-15-0. – Текст : непосредственный.

7. Софроний (Сахаров), архим. Переписка с протоиереем Георгием Флоровским / архим. Софроний (Сахаров). – Эссекс : Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь ; Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. – 176 с. – Текст : непосредственный.

8. Чурсанов, С. А. Содержание и функционирование концепта «индивид» в современной православной богословской антропологии / С. А. Чурсанов. – Текст : непосредственный // Humanity space. – 2023. – т. 12. – № 3. – С. 254–255. – DOI: 10.24412/2226-0773-2023-12-3- 242-263.

9. Шкаровский, М. В. Софроний / М. В. Шкаровский, митр. Иларион (Алфеев). – Текст : непосредственный // Православная энциклопедия : в 75 т. Т. 65. – Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2022. – С. 306–311.


“THEOLOGY OF LIFE” OF SCHEMA-ARCHIMANDRITE SOPHRONY (SAKHAROV) PDF

Metropolitan of Kemerovo and Prokopyevsk Aristarkh (Vadim Anatolyevich Smirnov), Kuzbass Orthodox Theological Seminary, Novokuznetsk, Russian Federation
Priest Vladimir Nikolayevich KritsakKuzbass Orthodox Theological Seminary, Novokuznetsk, Russian Federation

DOI: 10.56859/29490847_2024_4_16

KEYWORDS: SOPHRONY (SAKHAROV), PERSONALISM, HYPOSTASIS, PERSONALITY, DOGMA, SILOUAN THE ATHONITE

ABSTRACT:

Schema-Archimandrite Sophrony (Sergei Symeonovich Sakharov) is a representative of personalistic theology in Russian Orthodoxy. He studied at the St. Sergius Orthodox Theological Institute in Paris under archpriest Sergius Bulgakov. He was closely acquainted with V. N. Lossky, communicated with N. A. Berdyaev, he was a friend and correspondent of archpriest Georges Florovsky and archbishop Vasily (Krivoshein). Not satisfied with scientific theology, father Sophrony made a pilgrimage to Mount Athos, where he took monastic vows. His ascetic experience brought him closer to St. Silouan the Athonite. He labored as an agorite for 22 years. During this time, he became a famous spiritual father on the Holy Mountain. After moving to France and then to England, he tried to convey his theology to ordinary believers. He published the works of St. Silouan the Athonite in various languages. In his youth, on Holy Saturday, he received the experience of seeing the Uncreated Light. He laid the experience of Personal Relationships at the foundation of his life and theology. Since he was familiar with personalistic terminology, he began to use it to convey his personal experience. At first, he was a spiritual child of father Sergius Bulgakov, but did not share his extremes. He believed that the core of Divine ontology should not be considered the co-eternal nature of the three Hypostases, but the “Personal Principle”. Based on personalistic terminology, he explained triadology. He paid attention to Orthodox ecclesiology. He was canonized as St. Sophronius the Athonite by the Patriarchate of Constantinople. His theological experience is in some ways unique and useful, touching upon various spheres of modern church life and theology.

REFERENCES:

1. Basil (Krivoshein), abp. Perepiska s Afonom. Pisma i dokumenty [Correspondence with Athos. Letters and documents]. Moscow, St. Catherine’s Monastery, Brussels, Archive of Russian emigration, 2012. (In Russ.).

2. St. Gregory of Nazianzus. Tvoreniya [Works], in 2 vols., vol. 1, Slova [Orations]. Moscow, Sibirskaya blagozvonnitsa, 2007, 895 p. (In Russ.).

3. Nikolay (Sakharov), hdcn. Osnovnyye vekhi bogoslovskogo stanovlenita arkhimandrita Sofroniya (Sakharove) [The main stages of the theological development of archimandrite Sophrony (Sakharov)]. Tserkov i vremya [Church and time], 2001, no. 3 [16], pp. 229–270. (In Russ.).

4. Sophrony (Sakharov), schema-archim. Prepodobnyy Siluan Afonskiy [Saint Silouan the Athonite]. Sergiyev Posad, Trinity Lavra of St. Sergius, 2011, 528 p. (In Russ.).

5. Sophrony (Sakharov), archim. Videt Boga kak on yest [We shall see him as he is]. Essex, Monastery of St. John the Baptist, Sergiyev Posad, Trinity Lavra of St. Sergius, 2006, 400 p. (In Russ.).

6. Sophrony (Sakharov), archim. Rozhdeniye v tsarstvo nepokolebimoye [Birth into the eternal kingdom]. Moscow, Palomnik, Essex, Monastery of St. John the Baptist, 1999, 224 p. (In Russ.).

7. Sophrony (Sakharov), archim. Perepiska s protoiyereyem Georgiyem Florovskim [Correspondence with Archpriest Georgy Florovsky]. Essex, Monastery of St. John the Baptist, Sergiyev Posad, Trinity Lavra of St. Sergius, 2008, 176 p. (In Russ.).

8. Chursanov A. S. Soderzhaniye i funktsionirovaniye kontsepta “individ” v sovremennoy pravoslavnoy bogoslovskoy antropologii [The content and functioning of the concept of “individual” in modern orthodox theological anthropology]. Humanity space, 2023, vol. 12, no. 3, pp. 254–255. (In Russ.). DOI: 10.24412/2226-0773-2023-12-3-242-263.

9. Shkarovskiy M. V., Hilarion (Alfeyev), metr. Sophrony. Pravoslavnaya entsiklopediya [The Orthodox Encyclopedia], in 75 vols., vol. 65 Moscow, Church and scientific center “Pravoslavnaya entsiklopediya”, 2002, pp. 306–311. (In Russ.).

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.