Образ Алеши Карамазова в контексте древнерусской агиографической традиции

ОБРАЗ АЛЕШИ КАРАМАЗОВА В КОНТЕКСТЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ АГИОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ PDF

Алина Сергеевна Шилова, школа «Эврика-развитие», Томск, Россия

DOI: 10.56859/29490847_2023_3_114

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ, РОМАН "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ", АЛЕША КАРАМАЗОВ, АГИОГРАФИЯ, ОБРАЗ, СВЯТОЙ, ДУХОВНОСТЬ, ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ЦЕННОСТЬ

АННОТАЦИЯ:

В статье предпринята попытка изучения агиографической традиции в образе Алеши Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Особенное внимание сосредоточено на репрезентации истинных ценностей православия и стремления к нравственному идеалу в образном мире героя романа. В образной системе древнерусского жития организация вокруг центрального образа святого является одной из ключевых особенностей. Святой человек выступает носителем святости, что является смыслообразующим в житийном произведении. Алеша Карамазов не является святым. Однако Достоевский, создавая образ этого героя, обращается к качествам святого как нравственного образца. В тексте романа содержится множество примеров, подтверждающих, что герой поведенческими особенностями, мышлением, сознанием, ценностными ориентирами отчасти подобен агиографическому герою. В сюжете романа герой говорит об основных ступенях духовности, так или иначе дает пример для подражания через собственный религиозный опыт, что является основными функциями содержания жития. Алеша Карамазов в помыслах и поступках стремится к духовному преображению, опираясь на принципы христианства, что сближает его образ с древнерусским агиографическим героем.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. Санкт-Петербург: Азбука, 2000. 336 с.

2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Москва: Эксмо, 2017. 637 с.

3. Волгин И. Последний год Достоевского: исторические записки. 4-е изд., испр. и доп. М.: АСТ: Зебра Е, 2010. 736 с.

4. Дорофеева Л. Г. Проблема изучения русской агиографии // Слово.ру: балтийский акцент. 2017. Т. 8. № 1. С. 11–23.

5. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. URL: https://www.google.ru/books/edition/Братья_Кар амазовы/3STBAQAAQBAJ?hl=ru&gbpv=0 (дата обращения: 10.01.2023).

6. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1986.

7. Ермишина К. В. Религиозная антропология. Москва: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013. 368 с.

8. Касаткина  Т. А. Характерология Достоевского: Типология эмоционально-ценностных ориентаций. Москва: Наследие, 1996. 333 с.

9. Кошечко А. Н. «Мир с Богом» и «мир без Бога»: религиозный и атеистический типы духовности в экзистенциальной аксиологии романа Ф. М. Достоевского «Бесы» // Сибирский филологический журнал. 2014. Вып. 3. С. 94–104.

10. Кошечко А. Н., Шилова А. С. Антропологический идеал в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» в рецепции русских религиозных философов порубежья // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. Вып. 1. С. 87–94.

11. Ланцов А. С. «Будут все как дети божии...»: традиции житийной литературы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Санкт-Петербург: Алетейя, 2012. 59 c.

12. Лихачёв Д. С. Человек в литературе Древней Руси. Санкт-Петербург: Азбука, 2015. 314 с.

13. Хоружий С. С. Православная аскеза – ключ к новому видению человека. URL: https://www. eparhia-saratov.ru/Content/Books/103/ascetic.pdf (дата обращения: 10.01.2023).


THE IMAGE OF ALYOSHA KARAMAZOV IN THE CONTEXT OF THE OLD RUSSIAN HAGIOGRAPHIC TRADITION PDF

Alina Sergeyevna Shilova, school "Evrika-development", Tomsk, Russian Federation

DOI: 10.56859/29490847_2023_3_114

KEYWORDS: F. M. DOSTOYEVSKY, NOVEL "THE BROTHERS KARAMAZOV", ALYOSHA KARAMAZOV HAGIOGRAPHY, IMAGE, SAINT, SPIRITUALITY, CHRISTIAN ANTHROPOLOGY, VALUE

ABSTRACT:

The article attempts to study hagiographic tradition in the image of Alyosha Karamazov in the novel by F. M. Dostoevsky “The Brothers Karamazov”. Particular attention is paid to the representation of the true values of Orthodoxy and the pursuit of a moral ideal in the imaginative world of the hero of the novel. The organization around the central image is one of the features of the Old Russian hagiography. A saint acts as the bearer of holiness, that is meaningful in hagiographic work. Alyosha Karamazov is not a saint. However, Dostoevsky creating the image of the hero draws attention to qualities of a saint as a moral pattern. The text of the novel contains many examples which confirm, that the hero is similar partly to the hagiographic hero with his behavioral features, thinking, consciousness, value orientations. The hero talks about the main stages of spirituality in the plot of the novel, gives an example to follow through his own religious experience one way or another, that is the main functions of the content of hagiography. Alyosha Karamazov seek spiritual transformation in his thoughts and actions, relying on the principles of Christianity, that brings together this image and the Old Russian hagiographic hero.

REFERENCES:

1. Bakhtin M. M. Avtor i geroy: k filosofskim osnovam gumanitarnykh nauk [Author and Hero: To the philosophical foundations of the humanities]. Saint Petersburg, Azbuka, 2000, 336 p. (In Russ.).

2. Bakhtin M. M. Problemy poetiki Dostoyevskogo [Problems of Dostoevsky’s poetics]. Moscow, Eksmo, 2017, 637 p. (In Russ.).

3. Volgin I. Posledniy god Dostoyevskogo: istoricheskiye zapiski [Dostoevsky’s last year: Historical Notes]. Moscow, AST, Zebra Ye, 2010, 736 p. (In Russ.).

4. Dorofeyeva L. G. Problema izucheniya russkoy agiografii [The problem of studying Russian hagiography]. Slovo.ru: baltiyskiy aktsent [Word.ru: Baltic Accent], 2017, vol. 8, no. 1, pp. 11–23.(In Russ.).

5. Dostoevsky F. M. Bratya Karamazovy [The Brothers Karamazov]. (In Russ.). Available at: https://www.google.ru/books/edition/Братья_Карамазовы/3STBAQAAQBAJ?hl=ru&gbpv=0 (accessed 10.01.2023).

6. Dostoevsky F. M. Polnoe sobraniye sochineniy: v 30 tomakh [The complete works: in 30 volumes]. Leningrad, Nauka, 1972–1986. (In Russ.).

7. Yermishina K. V. Religioznaya antropologiya [Religious anthropology]. Moscow, Saint Tikhon’s Orthodox University publishing house, 2013, 368 p. (In Russ.).

8. Kasatkina T. A. Kharakterologiya Dostoyevskogo: Tipologiya emotsionalno-tsennostnykh oriyentatsiy [Dostoevsky’s characterology: Typology of emotional and value orientations]. Moscow, Naslediye, 1996, 333 p. (In Russ.).

9. Koshechko A. N. “Mir s Bogom” i “Mir bez Boga”: religioznyy i ateisticheskiy tipy dukhovnosti v ekzistentsialnoy aksiologii romana F. M. Dostoyevskogo “Besy” [“World with God” and “world without God”: religious and atheistic types of spirituality in the existential axiology of F. M. Dostoevsky’s novel “Demons”]. Sibirskiy filologicheskiy zhurnal [Siberian Journal of Philology], 2014, is. 3, p. 94–104. (In Russ.).

10. Koshechko A. N., Shilova A. S. Antropologicheskiy ideal v romane F M. Dostoyevskogo “Bratya Karamazovy” v retseptsii russkikh religioznykh filosofov porubezhya [Anthropological ideal in the novel by F. M. Dostoevsky “The Brothers Karamazov” in the reception of Russian religious philosophers of the turn of the century]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2021, is. 1, pp. 87–94. (In Russ.).

11. Lantsov A. S. “Budut vse kak deti Bozhii…”: traditsii zhitiynoy literatury v romane F. M. Dostoyevskogo “Bratya Karamazovy” [“Everyone will be like child of God...”: traditions of hagiographic literature in F. M. Dostoevsky’s novel “The Brothers Karamazov”]. Saint Petersburg, Aleteya, 2012, 59 p. (In Russ.).

12. Likhachev D. S. Chelovek v literature Drevney Rusi [The man in literature of Ancient Russia]. Saint Petersburg, Azbuka, 2015, 314 p. (In Russ.).

13. Khoruzhiy S. S. Pravoslavnaya askeza – klyuch k novomu videniyu cheloveka [Orthodox asceticism is the key to a new vision of the man]. (In Russ.). Available at: https://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/103/ascetic.pdf (accessed 10.01.2023).

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.