Особенности чтения произведений с духовно-нравственной проблематикой в начальной школе

ОСОБЕННОСТИ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМАТИКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ PDF

Епископ Рыбинский и Романов-Борисоглебский Вениамин (Николай Иванович Лихоманов), Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского, Ярославль, Россия;
Светлана Григорьевна Макеева, Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского, Ярославль, Россия

DOI: 10.56859/29490847_2023_3_70

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, УЧЕБНЫЕ ХРЕСТОМАТИИ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, ПРАВОСЛАВИЕ

АННОТАЦИЯ:

В статье ставится проблема включения фольклорных и литературных произведений с духовно-нравственной проблематикой, православными мотивами в содержание начального курса литературного чтения. Проблема актуализирована в связи с перспективой изучения духовно-нравственной культуры русского народа в средней школе. Сравнительный анализ литературно-художественных хрестоматий на рубеже XIX-XX веков и современных учебников по чтению позволяет определить подходы к отбору, содержанию, структурированию учебного материала.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александрович М. Ученье — свет. Москва: типография товарищества И. Д. Сытина, 1905.

2. Бубликов М., Гольденберг Н. Живая речь. Санкт-Петербург, Москва (Вильна: типография А. Г. Сыркина), 1910. [2], 64 с.

3. Гусева М. А. Родная нива. Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1907—1916.

4. Кац Э. Э. Литературное чтение. 4 класс. Часть 1. Москва, 2014. 128 с.

5. Концепция духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся. URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/koncepciya_duhovno_nravstvennogo_vospitaniya/ (дата обращения: 7.09.2023).

6. Культура, образование, религия: «Круглый стол» // Педагогика. 1995. № 5. С. 50—63.

7. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. Москва: Школа-Пресс, 1994. 192 с. («Вселенная духа»).

8. Обзор русских хрестоматий. Санкт-Петербург: издание Подвижного музея, 1908. 187 с.

9. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 7.09.2023).

10. Ушинский  К.  Д.  Родное слово // Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Москва: Педагогика, 1974. С. 3—438.

11. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Москва: Сибирская Благозвонница, 2016. 512 с.

12. Чернега  К.  А.  Православное образование в  государственных и  муниципальных образовательных учреждениях. Москва, 2000. 35 с.


FEATURES OF READING WORKS WITH SPIRITUAL AND MORAL ISSUES IN ELEMENTARY SCHOOL PDF

Bishop of Rybinsk and Romanov-Borisoglebsk Veniamin (Nikolay Ivanovich Likhomanov), Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl, Russian Federation;
Svetlana Grigorievna Makeeva, Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl, Russian Federation

DOI: 10.56859/29490847_2023_3_70

KEYWORDS: LITERARY READING, EDUCATIONAL ANTHOLOGIES, ELEMENTARY SCHOOL, SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION, ORTHODOXY

ABSTRACT:

The article raises the problem of including folklore and Literary works with spiritual and moral issues, Orthodox understanding of human life in the content of the initial course of literary reading. The problem is updated in connection with the prospect of studying the spiritual and moral culture of the Russian people in high school. A comparative analysis of literary and artistic anthologies at the turn of the 19th and 20th centuries and modern textbooks on reading makes it possible to determine approaches to the selection, content, and structuring of educational material.

REFERENCES:

1. Aleksandrovich M. Uchenye — svet [Learning is light]. Moscow, printing house of the partnership of I. D. Sytin, 1905. (In Russ.).

2. Bublikov M., Goldenberg N. Zhivaya rech [The live speech]. Saint Petersburg, Moscow (Vilna: printing house of A. G. Syrkin), 1910, 66 p. (In Russ.).

3. Guseva M. A. Rodnaya niva [The native field]. Saint Petersburg, Synodal printing house, 1907—1916. (In Russ.).

4. Kats E. E. Literaturnoye chteniye. 4 klass [Literary reading. 4th grade], part 1. Moscow, 2014, 128 p. (In Russ.).

5. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya [The concept of spiritual and moral development and education of pupils]. (In Russ.). Available at: https://spravochnick.ru/pedagogika/koncepciya_duhovno_nravstvennogo_vospitaniya/ (accessed 7.09.2023).

6. Kultura, obrazovaniye, religiya: «Kruglyy stol» [Culture, education, religion: «Round table»]. Pedagogika [Pedagogics], 1995, no. 5, pp. 50—63. (In Russ.).

7. Nichiporov B. V. Vvedeniyye v khristianskuyu psikhologiyu: Razmyshleniya svyashchennika-psikhologa [The introduction to Christian psychology: reflections of the priest psychologist]. Moscow, Shkola-Press, 1994, 192 p. (In Russ.).

8. Obzor russkikh khrestomatiy [Review of Russian anthologies]. Saint Petersburg, publication of the Mobile Museum, 1908, 187 p. (In Russ.).

9. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiyskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostey».(In Russ.). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (accessed 7.09.2023).

10. Ushinsky K. D. Rodnoye slovo [The native word]. Isbrannyye pedagogicheskiye sochineniya [Selected pedadogical works], vol. 2. Moscow: Pedagogika, 1974, pp. 3—438. (In Russ.)

11. Hierarch Theophan the Recluse. Chto yest dukhovnaya zhizn i kak na neyo nastroitsya? [What is spiritual life and how to tune in to it?] Moscow, Sibirskaya Blagozvonnitsa, 2016, 512 p. (In Russ.)

12. Chernega K. A. Pravoslavnoye obrazovaniye v gosudarstvennykh i munitsipalnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh [Orthodox education in state and municipal educational institutions]. Moscow, 2000, 35 p. (In Russ.)

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.