К вопросу о классификации неоязыческих культов в РФ в богословском контексте

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ НЕОЯЗЫЧЕСКИХ КУЛЬТОВ В РФ В БОГОСЛОВСКОМ КОНТЕКСТЕ PDF

Священник Димитрий Константинович Нецветаев, Клирик Гатчинской епархии Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви (Санкт-Петербург, Россия)

DOI: 10.56859/29490847_2025_2_132

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: религия, неоязычество, культ, идеология, классификация, вероучение

АННОТАЦИЯ:

Необходимость классификации неоязыческих культов в Российской Федерации в богословском контексте обусловлена задачей, которую поставил святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл перед священнослужителями Русской Православной Церкви на заседании Высшего Церковного Совета в 2024 году. Задача эта вызвана неуклонным ростом численности неоязыческих культов и представителей этих новых религиозных движений. Широкое распространение неоязыческие идеологии получили среди молодежи, а также среди военнослужащих. Для полноценного противодействия деструктивной деятельности подобных движений важно взглянуть на истоки, историю возникновения, этическую составляющую или отсутствие таковой в них с богословского ракурса, так как разнообразие неоязыческих культов в Российской Федерации на сегодняшний день может превышать только разнообразие всевозможных неоязыческих идеологий, активно адаптирующихся под современные реалии, а скорость распространения неоязыческих идей, а под их видом и внедрение в сознание, в том числе, и неонацистских идей, сопоставима со скоростью распространения информации в сети Интернет. Для этого представляется крайне необходимым, классифицировать наиболее значимые и активные культы в нашей стране, используя опыт светской науки и святоотеческий опыт. Проанализировав те или иные классификации, мы увидим как положительные, так и отрицательные их стороны. Определив, в свою очередь, какие из культов наиболее предпочтительны для богословской классификации, мы сможем в общем систематизировать их в богословском понимании, что подразумевает, в том числе, некоторое погружение в вероучительные положения этих культов.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 26 сентября 2024 года. – Текст : электронный // Официальный сайт Московского Патриархата : [сайт]. – 2024. – 24 сент. – URL: https://www.patriarchia.ru/db/text/6161224.html (дата обращения: 10.12.2024).

2. Гайдуков, А. В. Идеология и практика славянского неоязычества : специальность 09.00.06 «Философия религии» : диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Гайдуков Алексей Викторович : Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2000. – 165 с. – Библиогр.: с. 154–165. – Текст : непосредственный.

3. Гайдуков, А. В. К вопросу о методологии изучения российского неоязычества / А. В. Гайдуков, Р. А. Саберов, Р. В. Шиженский. – Текст : непосредственный // Общество: философия, история, культура. – 2021. – No 3. – с. 23–27.

4. Громов, Д. В. Родноверие: исследовательские подходы / Д. В. Громов. – Текст : непосредственный // Вестник Российской нации. – 2024. – No 2. – с. 38–48.

5. Исидор (Тупикин, Р. В.), митр. Противодействие распространению неоязычества в контексте миссии Церкви: опыт Смоленской епархии / митр. Исидор (Р. В. Тупикин). – Текст : непосредственный // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – 2021. – No 4 (17). – с. 108–122.

6. Кривонис, А. Б. Неоязычество: разоблачение некоторых мифов / А. Б. Кривонис, А. В. Фирсов, А. Н. Дзедрович // Парадигмы истории и общественного развития. – 2024. – Вып. 29. – с. 41–46.

7. Кутявин, Н. А. Неоязычество в православном зеркале / Н. А. Кутявин. – Текст : непосредственный // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология». – 2019. – Т. 29. – No 1. – с. 141–145.

8. Мартинович, В. А. Многообразие и границы неоязычества в современном мире / В. А. Мартинович. – Текст : непосредственный // Ортодоксия. – 2022. – No 3. – с. 12–40. – DOI: 10.53822/2712-9276- 2022-3-12-40.

9. Мартинович, В. А. Сектоведение. – Москва: Издательство Московской Патриархии, 2023. – 584 с. – (Учебник бакалавра теологии). – ISBN 978-5-907701-49-6. – Текст : непосредственный.

10. Шиженский, Р. В. Российское неоязычество: организационные и агитационные характеристики / Р. В. Шиженский. – Текст : непосредственный // Ортодоксия. – 2022. – No 3. – с. 41–63. – DOI: 10.53822/2712-9276 2022-3-41-63.

11. Ярцев, А. Б. Полемика о неоязычестве в работах российских исследователей религии первой четверти XXI в. / А. Б. Ярцев. – Текст : непосредственный // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2022. – Т. 11. – No 4А. – с. 245–252. – DOI: 10.34670/AR.2022.42.85.029.


ON THE CLASSIFICATION OF NEO-PAGAN CULTS IN THE RUSSIAN FEDERATION IN A THEOLOGICAL CONTEXT PDF

Priest Dimitriy Konstantinovich Netsvetayev, Cleric of the diocese of Gatchina of Metropolis of St. Petersburg of the Russian Orthodox Church (St. Petersburg, Russian Federation)

DOI: 10.56859/29490847_2025_2_132

KEYWORDS: religion, neo-paganism, cult, ideology, classification, creed

ABSTRACT:

The necessity of classifying neo-Pagan cults in the Russian Federation in a theological context is conditioned by the task set by His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Rus before the clergy of the Russian Orthodox Church at a meeting of the Supreme Church Council in 2024. This task is caused by the steady growth of the number of neo-Pagan cults and representatives of these new religious movements. Neo-Pagan ideologies have become widespread among young people, as well as among military personnel. To fully counteract the destructive activities of such movements, it is important to consider the origins, history, and moral component or lack of it from a theological perspective, since the diversity of neo-Pagan cults in the Russian Federation today can only exceed the diversity of all kinds of neo-Pagan ideologies that are actively adapting to modern realities, and the rate of spread of neo-pagan ideas, and under their guise the introduction of neo-Nazi ideas into consciousness is comparable to the speed of information dissemination on the Internet. To do this, it seems extremely necessary to classify the most significant and active cults in our country, using the experience of secular science and the patristic experience. After analyzing certain classifications, we will see both the positive and negative sides of such sorting. Having determined, in turn, which of the cults are most preferable for theological classification, we will be able to systematize them in a general theological sense, which implies some immersion in the doctrinal provisions of these cults, including.

REFERENCES:

1. Vystupleniye Svyateyshego Patriarkha Kirilla na zasedanii Vysshego Tserkovnogo Soveta 26 sentyabrya 2024 goda [Speech of His Holiness Patriarch Kirill at the meeting of the Supreme Church Council on September 26, 2024]. (In Russ.). Available at: https://www.patriarchia.ru/db/ text/6161224.html (accessed 10.12.2024).

2. Gaydukov A. V. Ideologiya i praktika slavyanskogo neoyazychestva: dissertatsiya na soiskaniye uchyonoy stepeni kandidata filosofskikh nauk [Ideology and practice of Slavic neopaganism: the dissertation for the degree of Candidate of Philosophical Sciences]. St. Peterburg, 2000, 165 p. (In Russ.).

3. Gaydukov A. V., Saberov R. A., Shizhenskiy R. V. K voprosu o metodologii izucheniya rossiyskogo neoyazychestva [To the question about the methodology of studying Russian neo-Paganism]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kultura [Society: Philosophy, History, Culture], 2021, no. 3, pp. 23–27. (In Russ.).

4. Gromov D. V. Rodnoveriye: issledovatelskiye podkhody [Slavic Native Faith: research approaches]. Vestnik Rossiyskoy natsii [Bulletin of Russian nation], 2024, no. 2, pp. 38–48.

5. Isidor (Tupikin R. V.), metr. Protivodeystviye rasprostraneniyu neoyazychestva v kontekste missii Tserkvi: opyt Smolenskoy yeparkhii [Сounteracting the spread of neo-Зaganism in the context of the mission: the experience of the diocese of Smolensk]. Bogoslovskiy sbornik Tambovskoy dukhovnoy seminarii [Theological collection of Tambov theological seminary], 2021, no. 4 (17), pp. 108–122. (In Russ.).

6. Krivonis A. B., Firsov A. V., Dzedrovich A. N. Neoyazychestvo: razoblacheniye nekotorykh mifov [Neoheathenism: exposing some myths]. Paradigmy istorii i obshchestvennogo razvitiya [Paradigms of history and social development], 2024, is. 29, pp. 41–46. (In Russ.).

7. Kutyavin N. A. Neoyazychestvo v pravoslavnom zerkale [Neo-Paganism in the Orthodox mirror]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Istoriya i filologiya [Bulletin of Udmurt University. Series History and Philology], 2019, vol. 29, no. 1, pp. 141–145. (In Russ.).

8. Martinovich V. A. Mnogoobraziye i granitsy neoyazychestva v sovremennom mire [Diversity and boundaries of Neo-paganism in the modern world]. Ortodoksiya [Orthodoxia], 2022, no. 3, pp. 12–40. DOI: 10.53822/2712-9276- 2022-3-12-40. (In Russ.).

9. Martinovich V. A. Sektovedeniye [Sectology]. Moscow, Moscow Patriarchate publishing house, 2023, 584 p. (In Russ.).

10. Shizhenskiy R. V. Rossiyskoye neoyazychestvo: organizatsionnyye i agitatsionnyye kharakteristiki [Russian neo-Paganism: organization and propaganda]. Ortodoksiya [Orthodoxia], 2022, no. 3, pp. 41–63. DOI: 10.53822/2712-9276 2022-3-41-63. (In Russ.).

11. Yartsev A. B. Polemika o neoyazychestve v rabotakh rossiyskikh issledovateley religii pervoy chetverti XXI v. [The controversy about modern Paganism in the works of Russian religious scholars of the first quarter of the 21st century]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being], 2022, vol. 11, no. 4А, pp. 245–252. DOI: 10.34670/AR.2022.42.85.029. (In Russ.).

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.