Правовые аспекты реализации духовно-нравственного воспитания в современной системе российского образования
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ PDF
Епископ Нерчинский и Краснокаменский Макарий (Владимир Николаевич Муминов), магистр богословия (Нерчинск, Россия)
DOI: 10.56859/29490847_2025_2_121
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: правовое регулирование, духовность, православная традиция, религиозное и теологическое образование, духовно-нравственное образование, церковно-государственное сотрудничество
АННОТАЦИЯ:
Вопросы духовного, нравственного, патриотического воспитания уже многие годы является предметом целенаправленной дискуссии между синодальными структурами Русской Православной Церкви и органами государственной власти Российской Федерации. В процессе церковно-государственного диалога вырабатывается необходимый понятийный аппарат, позволяющий прийти к адекватному пониманию целей, задач, ключевых принципов духовного, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. При всей видимой понятности и значимости данных определений для современной системы духовно-нравственного воспитания в настоящее время нет однозначного понимания смысла этих терминов. Также практически отсутствуют согласованные подходы к систематической реализации того, что понимается под «духовно-нравственным воспитанием». Предполагается совместная разработка и смысловое наполнение таких понятий как «духовность», «традиционные ценности», «система взаимодействия Русской Православной Церкви и российского государства». Несмотря на то, что эти понятия не являются новыми для российского правового поля, представляется необходимым создание согласованного смыслового взаимодействия, где данные понятия будут иметь четкое, приемлемое для государства и Церкви содержание. Со стороны российского государства в данный контекст диалога наибольший вклад вносят указы президента Российской Федерации, имеющие программное значение в сфере развития системы духовно-нравственного воспитания. Со стороны Русской Православной Церкви в исследовании рассматриваются ключевые церковно-правовые акты, имеющие принципиальное значение для понимания роли Церкви в этом взаимодействии. Статья посвящается рассмотрению проблемного поля, связанного с данными терминами, а также государственных и церковных правовых актов в контексте церковно-государственного сотрудничества в системе духовного, нравственного и патриотического воспитания.
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2022 года. – Текст : электронный // Официальный сайт Московского Патриархата : [сайт]. – 2022. – 22 дек. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5985883.html (дата обращения: 12.02.2025).
2. Конституции зарубежных государств: учебное пособие / сост. проф. В. В. Маклаков. Москва: БЕК, 2002. – ISBN 592 с. 5-85639-240-X
3. Конституция Российской Федерации. – Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/69de606a34754e42f0767090ca6c640885cdf63d/ (дата обращения: 12.02.2025).
4. Осавелюк, А. М. Духовно-нравственные основы Конституции Российской Федерации (избранные труды) / А. М. Осавелюк. – Москва : Проспект, 2024. – 496 с. ISBN 978-5-392- 41931-9. – Текст : непосредственный.
5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001.
6. Стенографический отчет о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей. – Текст : электронный // Президент России : [сайт]. 2009. – 21 июля. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/4863 (дата обращения: 12.02.2025).
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). – Текст : электронный // Консультант Плюс : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.02.2025).
8. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (последняя редакция). – Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения: 12.02.2025).
9. Шестун Е., прот. Православная педагогика : учебное пособие / прот. Е. Шестун; Координационный. совет по взаимодействию Министерства образования России и Московской патриархии Русской православной церкви. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Про-Пресс : Православная педагогика, 2001. – 559 с. – (Духовность и образование). – ISBN 5-89510-010-4. – Текст : непосредственный.
LEGAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE MODERN SYSTEM OF RUSSIAN EDUCATION PDF
Bishop of Nerchinsk and Krasnokamensk Macarius (Vladimir Nikolayevich Muminov), Master of Theology (Nerchinsk, Russian Federation)
DOI: 10.56859/29490847_2025_2_121
KEYWORDS: legal regulation, spirituality, Orthodox tradition, religious and theological education, spiritual and moral education, church-state cooperation
ABSTRACT:
The issues of spiritual, moral, and patriotic education have been the subject of focused discussion between the synodal structures of the Russian Orthodox Church and the state authorities of the Russian Federation for many years. In the process of church and state dialogue the necessary conceptual framework is being developed that allows us to come to an adequate understanding of the goals, objectives, and key principles of spiritual, moral, and patriotic education of the younger generation. Despite the apparent clarity and significance of these definitions for the modern system of spiritual and moral education, there is currently no unambiguous understanding of the meaning of these terms. There are also practically no coordinated approaches to the systematic implementation of what is meant by “spiritual and moral education”. It is supposed to jointly develop and provide semantic content for such concepts as “spirituality”,“traditional values”, and “the system of interaction between the Russian Orthodox Church and the Russian state”. Despite the fact that these concepts are not new to the Russian legal field, it seems necessary to create a coherent semantic interaction, where these definitions will have a clear content acceptable to the state and the Church. For the part of the Russian state, the decrees of the President of the Russian Federation, which are of programmatic importance in the development of the system of spiritual and moral education, make the greatest contribution to this context of dialogue. For the part of the Russian Orthodox Church, the research examines key church legal acts that are of fundamental importance for understanding the role of the Church in this interaction. The article is devoted to the consideration of the problematic field related to these terms, as well as state and church legal acts, in the context of church and state cooperation in the system of spiritual, moral and patriotic education.
REFERENCES:
1. Doklad Svyateyshego Patriarkha Kirilla na Yeparkhialnom sobranii g. Moskvy 22 dekabrya 2022 goda [Report of His Holiness Patriarch Kirill at the diocesan assembly of Moscow on December 22, 2010]. (In Russ.). Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/5985883.html (accessed 12.02.2025).
2. Konstitutsii zarubezhnykh gosudarstv [Constitutions of foreign states]. Ed. Prof. V. V. Maklakov. Moscow, BEK, 2002, 592 p. (In Russ.).
3. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii [Constitution of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/69de606a34754e42f0767090ca6c640885cdf63d/ (accessed 12.02.2025).
4. Osavelyuk A. M. Dukhovno-nravstvennyye osnovy Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii (izbrannyye trudy) [Spiritual and moral foundations of the Constitution of the Russian Federation]. Moscow, Prospekt, 2024, 496 p. (In Russ.).
5. Osnovy sotsialnoy kontseptsii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [The Basis of the Social Concept of the Russian Orthodox Church]. Moscow, 2001. (In Russ.).
6. Stenograficheskiy otchyot o soveshchanii po voprosam prepodavaniya v shkolakh osnov religioznoy kultury i svetskoy etiki i vvedeniya v Vooruzhyonnykh Silakh Rossiyskoy Federatsii instituta voinskikh i flotskikh svyashchennosluzhiteley [Opening remarks at meeting on teaching the Fundamentals of Religious Culture and Secular Ethics in schools, and the introduction of a chaplains institute in the Armed Forces]. (In Russ.). Available at: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/4863 (accessed 12.02.2025).
7. Federalnyy zakon “Ob obrazovanii v rossiyskoy Federatsii” [Federal law “On Education in the Russian Federation”]. (In Russ.). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (accessed 12.02.2025).
8. Federalnyy zakon “O svobode sovesti i o religioznykh obyedineniyakh” [Federal law “On freedom of conscience and religious associations”]. (In Russ.). Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_16218/ (accessed 12.02.2025).
9. Shestun Y., archpr. Pravoslavnaya pedagogika [Orthodox pedagogy]. 2nd ed. Moscow, Pro-Press, Pravoslavnaya pedagogika, 2001, 559 p. (In Russ.).
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.