Мистическое богословие святителя Кирилла Туровского в гимнографических текстах

МИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ СВЯТИТЕЛЯ КИРИЛЛА ТУРОВСКОГО В ГИМНОГРАФИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ PDF

Диакон Андрей Валерьевич Кауров, клирик Софийского Собора (Великий Новгород, Россия)

DOI: 10.56859/29490847_2025_2_16

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: святитель Кирилл Туровский, мистическое богословие, гимнография, благоименования, христология, цикл молитв

АННОТАЦИЯ:

При изучении гимнографических текстов святителя Кирилла Туровского становится заметным обилие разнообразных обращений к Богу, являющееся особенностью почерка древнерусского молитвенника. Анализ творчества гимнографов-предшественников показал, что далеко не все древние молитвенники использовали этот прием в своих молитвословиях, даже в Псалтыри Давидовой используется очень ограниченный круг обращений. Намного шире круг обращений у преподобного Ефрема Сирина. Мистический опыт преподобного Симеона Нового Богослова, а вместе с ним и обилие его разнообразных обращений к Богу позволяют предположить, что и в молитвенных циклах святителя Кирилла Туровского показаны реалии богообщения. Терминологические поиски привели к Ареопагитскому корпусу, из которого был заимствован наиболее подходящий термин – «благоименования». Таким образом, обилие имен Божиих представляет собой не только поэтический прием, но и собственно процесс мистического богопознания. Выбор обращений к Богу не случаен, он в основном христологичен и имеет сотериологическую направленность. В контексте двух веков научного изучения гимнографии святителя Кирилла Туровского новизна настоящего исследования заключается в том, что прежде векторы исследований не выходили за рамки атрибуции, историографии, филологических аспектов, а также философского осмысления символики и антропологии. В данной статье положено начало изучения мистических исканий туровского богослова в процессе молитвенного богопознания. Автор приходит к выводу, что личностный опыт богообщения святителя Кирилла Туровского изобилует яркими впечатлениями, отсвет которых можно пронаблюдать в его полном мистики молитвенном творчестве.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах / Дионисий Ареопагит. – Текст : непосредственный // Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С приложением толкований прп. Максима Исповедника / Дионисий Ареопагит ; перевод с греческого и вступительная статья Г. М. Прохорова. – 2-е изд., испр. – Санкт-Петербург : Издательство Олега Абышко, 2010. – с. 121–309.

2. Иларион(Алфеев),митр.ПреподобныйСимеонНовыйБогословиправославноеПредание / митр. Иларион (Алфеев). – Санкт-Петербург : Издательство Олега Абышко, 2010. – 448 с. – ISBN 978-5-903525-24-9. – Текст : непосредственный.

3. Еремин, И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского / И. П. Еремин. – Текст : непосредственный // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 12 / ответственный редактор И. П. Еремин ; Академия наук СССР. – Москва : Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1956. – с. 348–361.

4. Молитвослов и Псалтирь преподобного Ефрема Сирина. – Москва : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2008. – 479 с. – ISBN 5-98317-060-0. – Текст : непосредственный.

5. Рогачевская,Е.ЦиклмолитвКириллаТуровского.Текстыиисследования/Е.Рогачевская ; Российская академия наук. Институт мировой литературы им. А. М. Горького. Общество исследований Древней Руси. – Москва : Языки русской культуры, 1999. – 280 c. – ISBN 5-7859-0041-6. – Текст : непосредственный.

6. СимеонНовыйБогослов.Божественныегимны/СимеонНовыйБогослов.–СергиевПосад: Типография Иванова И. И., 1917. – 284 с.

7. ТворениясвятагоотцанашегоКириллаепископаТуровскогоспредварительнымочерком истории Турова и Туровской епархии до XIII века. – Киев : Типография Киево-Печерской Лавры, 1880. – 412 с.


THE MYSTICAL THEOLOGY OF ST. CYRIL OF TUROV IN HYMNOGRAPHIC TEXTS PDF

Deacon Andrey Valeryevich Kaurov, cleric of St. Sophia Cathedral (Veliky Novgorod, Russian Federation)

DOI: 10.56859/29490847_2025_2_16

KEYWORDS: St. Cyril of Turov, mystical theology, hymnography, divine names, Christology, prayer cycle

ABSTRACT:

While studying the hymnographic texts of St. Cyril of Turov, the plenty of various forms of address to God, which is a feature of the Old Russian man of prayer writer’s style, captures the attention. The analysis of the works of the hymnographers-predecessors showed that not all ancient men of prayer used this poetic device in their prayers, even the Psalter of David uses a very limited range of forms of address. The range of forms of address by St. Ephrem the Syrian is much wider. The mystical experience of St. Symeon the New Theologian, and along with it the plenty of his various forms of address to God, allow us to assume that the prayer cycles of St. Cyril of Turov also show the realities of communion with God. Terminological searches led to the Areopagite Corpus, from which the most suitable term was borrowed – blagoimenovaniya (“good names”). Thus, the plenty of names of God is not only a poetic device, but also the actual process of mystical knowledge of God. The choice of forms of address to God is not accidental, it is mainly Christological and has a soteriological focus. In the context of two centuries of scientific study of the hymnography of St. Cyril of Turov, the novelty of this study lies in the fact that previously the vectors of research did not go beyond attribution, historiography, philological aspects, as well as philosophical understanding of symbolism and anthropology. This article begins the study of the mystical quest of the Turov theologian in the process of prayerful knowledge of God. The author comes to the conclusion that the personal experience of communion with God of St. Cyril of Turov is full of vivid impressions, the reflection of which can be observed in his prayerful creativity full of mysticism.

REFERENCES:

1. DionysiustheAreopagite.OBozhestvennykhimenakh[OntheDivineNames].KorpusSochineniy. S prilozheniyem tolkovaniy prep. Maksima Ispovednika [Corpus of Works. With interpretations by St. Maximus the Confessor], 2nd ed., revised. St. Petersburg, Oleg Abyshko publishing house, 2010, pp. 121–309. (In Russ.).

2. Hilarion(Alfeyev),metr.PrepodobnyySimeonNovyyBogoslovipravoslavnoyePredaniye[St. Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition]. St. Petersburg, Oleg Abyshko publishing house, 2010, 448 p. (In Russ.).

3. YeryominI.P.LiteraturnoyenaslediyeKirillaTurovskogo[TheLiteraryHeritageofCyrilofTurov]. Trudy Otdela drevnerusskoy literatury [Proceedings of the Department of Old Russian Literature], vol. 12. Ed. I. P. Yeryomin. Moscow, Leningrad, Academy of Sciences of the Soviet Union, 1956, pp. 348–361. (In Russ.).

4. MolitvosloviPsaltirprepodobnogoYefremaSirina[PrayerBookandPsalterofSt.Ephremthe Syrian]. Moscow, Pochaiv Lavra, 2008, 479 p. (In Russ.).

5. RogachevskayaY.TsiklmolitvKirillaTurovskogo.Tekstyiissledovaniya[Thecycleofprayersby Cyril of Turov: texts and studies]. Moscow, Yazyki Russkoy Kultury, 1999, pp. 140–143. (In Russ.).

6. SymeontheNewTheologian.Bozhestvennyyegimny[TheDivinehymns].SergiyevPosad,I.I. Ivanov printing house, 1917, 284 p. (In Russ.).

7. Tvoreniya svyatago ottsa nashego Kirilla yepiskopa Turovskogo s predvaritelnym ocherkom istorii Turova i Turovskoy yeparkhii do XIII veka [The works of our holy father Cyril, Bishop of Turov, with a preliminary outline of the history of Turov and the Turov diocese until the 13th century]. Kyiv, Kyiv-Pechersk Lavra printing house, 1880, 412 p. (In Russ.).

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.